Крупнейшего оператора московского авиаузла по обслуживанию грузов и почты АО «Шереметьево-Карго» большинство аудиторов относят к числу лучших хэндлинговых агентов мира. Компания постоянно внедряет инновационные технологии и непрерывно работает над улучшением показателей качества оказываемых услуг.

Стоит подъехать ко въезду в грузовой терминал «Шереметьево-Карго», как шлагбаум поднимается. Можно подумать, что это дело рук охранника, но на самом деле все намного интереснее – специальная камера считывает номер автомобиля и обращается в базу данных. Если автомобиль есть в базе данных (например, его номер сообщил клиент, заказавший груз), его пропустят. Скорость реакции – доли секунды.

Не все об этом знают, но с момента въезда на территорию любого человека уже «ведет» компьютерная контролирующая система – незаметно и эффективно. О прибытии гостей уже знают те, кому это нужно по долгу службы, система понимает, в какую зону люди направятся дальше. Если в поле зрения системы попали, например, постоянные зарегистрированные клиенты, приехавшие за заказанным грузом, то на смартфоне у одного из грузчиков появляется сообщение о том, какие коробки нужно вывезти со склада, чтобы не терялось драгоценное время. Незаметный датчик  сканирует температуру тела каждого посетителя. Если  кто-то из гостей «температурит», система поднимает тревогу, сообщает в местную медицинскую службу и «вертушка» на следующей проходной не пропускает дальше.

ЧТО ТАКОЕ БЕЗОПАСНОСТЬ?

«Что такое безопасность?» – задаются вопросом в компании. Начинаешь задумываться и понимаешь, что вопрос не так прост. Человек с преступными намерениями – это, конечно, вопрос безопасности. А отвалившееся на скорости колесо от телеги, летящее прямо на тебя? Ну… да, вроде да. Хорошо, а фактор усталости и самочувствия водителя электропогрузчика? Надежность крепления стеллажа? Просроченный огнетушитель, о котором в суете забыли? Формальная стажировка на сложную в управлении аэродромную технику, пропущенный инструктаж, небрежный медосмотр, невнятные указания в процессе работы, отсутствие связи – этих факторов, непосредственно влияющих на безопасность, даже не сотни, счет скорее пойдет на тысячи.

Это понимают не все. Мы еще с давних времен привыкли делегировать вопросы безопасности всевозможным комиссиям, работа которых заканчивается размытыми выводами, требованиями «усилить и углубить» после каждого заседания и отсутствием ответственности за результат. В авиации это, к сожалению, тоже работает, но в «Шереметьево-Карго» с подобным подходом не согласны. Все связано между собой.

Вот и получается, что обеспечить безопасность можно только в комплексе, «накрыв» все производство незаметной с первого взгляда, но очень мощной и надежной «паутиной» системы онлайн-телеконтроля. Этим «Шереметьево-Карго» и занимается в последние годы – нужно признать, что небезуспешно.

БИТВА ЗА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Работа по техническому перевооружению компании шла не так просто. Например, внедрение онлайн-регистраторов на технику смахивало на настоящую бойню, мешало устаревшее законодательство в области запрета на съемку аэропортов, берущее свои истоки еще с советских декретов. Попытки объяснить ответственным лицам, что пора бы уже перестать «чистить ружья кирпичом», напоминали изощренное биение лбом об стену.

Можно понять, что чувствовали инноваторы: у них компьютер сам рассчитывает необходимые для обработки еще не севшего самолета ресурсы и направляет их на работу путем отправки сообщений на смартфоны. Им же предлагают заполнять бессмысленные бумажки, и в ответ на любое отклонение формально писать в помятых актах волшебное заклинание «усилить, углубить, увеличить, расширить». Несмотря на это, техника предприятия в итоге обзавелась онлайн-видеорегистраторами. Это привело к неожиданным последствиям.

«Мы как будто прозрели» – признаются специалисты. Система начала набирать обороты, и скоро количество выявленных отклонений стало исчисляться в тысячах. Самое забавное, что создавалась система для внутреннего пользования, но в ее «прицел» начали попадать и другие работающие в аэропорту компании. У одних «соседей» внезапно загорается техника, у других слетают с креплений паллеты, третьи наняли на работу водителей-камикадзе, идущих на слепой обгон.

Видеоконтроль открыл специалистам огромный пласт данных, на основании которых продолжилась модернизация систем безопасности.

ЗЕРКАЛО РАЗДОРА

Впрочем, не все разделяют эту любовь к современному решению проблем. Настоящая драма развернулась вокруг «границы» территорий аэропорта Шереметьево и современного грузового терминала «Шереметьево-Карго». А виной всему – зеркало.

– Мы предложили за наш счет поставить на контрольно-пропускном пункте  между нашими территориями контролирующую систему, такую же, как у нас, – говорят сотрудники «Шереметьево-Карго». – Камеры сверху и снизу, полный контроль. Рассказывали про использование нейронных сетей, дистанционную связь, предупреждение о приближении автопоезда с конкретным типом груза.

Потом поняли, что говорим на разных языках и начали предлагать поставить хотя бы камеры. Были готовы дать инспекторам планшет или подключить монитор, чтобы они смотрели со всех ракурсов проезжающую технику, а не бегали с зеркалом на палке вокруг автопоезда, создавая пробку.

В ответ услышали: «А давайте мы зеркало к столбу приделаем!».

Понимание решения проблемы у представителей аэропорта Шереметьево окончательно сформировал  впечатление, что граница между «Шереметьево-Карго» и остальным аэропортом – это аномалия, по одну сторону которого светлое будущее, а по другую  – вечные семидесятые.

Проехать на территорию самого аэропорта Шереметьево при наличии пропусков конечно можно, только после прохождения рамки-детектора нужно подождать, пока аэропортовый инспектор с зеркальцем на палочке обойдет машину.  Далее он пойдет ключом открывать металлическую «калитку», чтобы добраться до специальной кнопки, которая уже в свою очередь приведет в действие неторопливый механизм ворот.

Въезд на территорию аэропорта Шереметьево от КПП «Шереметьево-Карго» отличается кардинально. Никакая камера не будет тебя узнавать и поднимать шлагбаум.

ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ БАРДАК

Случай с контрольно-пропускным пунктом не поддается логике. Инноваторы из «Шереметьево-Карго» были уверены, что представители аэропорта Шереметьево уже после первого предложения модернизировать КПП за счет компании должны были носить их на руках. Но почему-то реакция оказалась противоположной.

Не потому ли, что одна из «дочек» аэропорта – прямой конкурент, грузовой терминал «Москва Карго», известный обществу в основном попаданием на телеэкраны после массовых грузовых коллапсов и «автор» сотен миллионов рублей убытков государственной авиакомпании «Аэрофлот»? В этом году, даже с учетом массового прекращения полетов, работники «Москва Карго» уже успели повредить самолет и «потерять» золотые слитки – случай, попавший  в телепередачу Первого канала «Вечерний Ургант». 

Компании работают бок о бок, но почему-то государственный «Аэрофлот» раз за разом отдает госконтракт на обслуживание именно «Москва Карго» – «дочке» кипрского оффшора «TPS Avia», за которым стоят очень влиятельные фамилии. И ни убытки, ни частое объявление эмбарго, ни потери грузов, ни случаи хищений не изменяют решения возглавляемой Виталием Савельевым авиакомпании. 

Ситуацию, при которой управление и администрирование всего аэропорта, по сути, отдано частной компании, которая заинтересована исключительно в получении прибыли и может влиять на состояние конкуренции в пользу своих «дочек», назвать здоровой никак нельзя.

Тут бы поработать Федеральной антимонопольной службе, но вот беда – в прошлый раз, когда проверяющие попытались переступить порог «Москва Карго», их туда банально не пустили, удерживая в приемной несколько часов. Правда потом разрешили поработать на ставших подозрительно «чистыми» компьютерах. Тогда аэропорт даже заплатил какой-то штраф, размер которого иначе как «издевательским» охарактеризовать нельзя.

В общем, с конкурентной средой тут явно промашка. Да и вопросов больше, чем ответов. Среди главных – будет ли государство активнее участвовать в жизни аэропорта, адаптируя законодательную базу под постоянно обновляющиеся условия, или оставит управление столь сложным активом в руках тех же собственников?

 Если власть срочно не вмешается в происходящий в аэропорту Шереметьево бардак, то мы вновь будем слышать истории про эмбарго на грузовые перевозки и длительные «чемоданные» коллапсы, обвалившиеся в терминалах потолки и пронесенные в самолет травматические пистолеты.

НЕ МЕШАЙТЕ!

Конечно, с точки зрения дремучего каменного века исчезновение «Шереметьево-Карго» могло бы привнести баланс в идиллию ностальгии по семидесятым годам прошлого века. Никаких тракторов и погрузчиков с онлайн-камерами, электронных путевых листов, автоматических шлагбаумов, нейронных сетей, смартфонов и планшетов у грузчиков – только старые добрые акты с тремя подписями да бумажные журналы инструктажей.

Но кто работать будет? Кто будет обеспечивать развитие экономики, которая без стабильно налаженных логистических связей начинает задыхаться даже в идеальных условиях, а уж в эпоху пандемии и подавно? Кому можно доверить гипотетический груз золота, не переживая, что его потеряют?

В конце концов, кто будет обеспечивать реализацию планов по цифровизации российской экономики? Люди, которые вешают зеркало на столб, а о другом и слушать не хотят? В это слабо верится…

Благо в России есть специалисты и предприятия, готовые этим заниматься. Но им нужно хотя бы не мешать, огородить от глупости и чересчур ретивого рвения представителей, скажем так, «консервативной» части чиновничества.