Материал выражает мнение автора, редакция может не разделять эту позицию

Что нужно менять в России и какие изменения должны отразиться в Конституции? Известный в Свердловской области предприниматель, директор «ЦКС-Ст» Юрий Кочнев рассуждает о необходимости поправок в основной закон.

Поправки в Конституцию: бесполезные или вредные?

Поправки в основной закон делятся на три категории. Первый блок должен закрепить в основном законе социальные гарантии. Однако эти поправки на деле означают закрепление ничтожного положения народа России, поскольку прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда утверждает правительство. В некотором роде, можно сказать, что в Конституцию записывают, что правительство будет держать граждан на голодном пайке.

Вторая категория поправок – идеологическая, центральным понятием которой стала вера в бога. «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», – говорится в поправках. Однако в России церковь отделена от государства, поэтому ни в коем случае вводить в Конституцию веру в бога нельзя, я абсолютно против этого.

Ещё одна поправка закрепляет понятие брака как союза мужчины и женщины. Что это изменит? Ничего. Сколько бы законов мы ни приняли, что бы в Конституции ни написали, разводы были и будут. Зато много вреда стране может принести введение «государствообразующего народа». Россия всегда была многонациональной дружной семьёй, где уживались нанайцы, чеченцы, русские, евреи – всего около 200 национальностей, которые составляют объединённый народ страны. Если назвать русских государствообразующим народом, мы совершим непростительный поступок перед нашей историей и нашими предками, поскольку это создает возможности для ущемления других народов. Я категорически против этого. Поэтому весь блок идеологических поправок нужно без сожаления вычеркнуть.

Какая власть нужна России?

Третий блок поправок описывает, как должна измениться система власти. В России появится ещё один конституционный орган – Госсовет. Думаю, он будет лишним, поскольку его функции может выполнять Совет Федерации, и дублировать ведомства, тем более на конституционном уровне, смысла нет. Нужно оставить либо сенаторов, либо Госсовет. Тогда будет меньше путаницы и бюджетных расходов.

Некоторые политологи, анализируя изменения полномочий Госдумы, Совета Федерации и президента, делают вывод, что политические поправки в Конституцию делают фигуру главы государства более значимой. Да, у нас президентская форма правления, и Россия должна ей оставаться, поэтому президент должен быть сильным. В противном случае – при выраженном парламентаризме – сильным был бы премьер-министр.

Путин получит возможность избираться президентом ещё дважды, а следующий президент сможет занимать эту должность не более двух сроков. Я думаю, что более правильным решением было бы ограничить не количество сроков, а возраст, до которого можно оставаться во главе государства, – до 65 лет.

Я вносил такое предложение в отношении генерального секретаря КПСС, и моё мнение с тех пор не изменилось. Кроме того, нужно установить максимальный допустимый возраст для руководителей думских фракций – 75 лет. Со временем я понял, что после определённого возраста человек старается избегать изменений и стремится спокойно дожить жизнь. В этот период не хочется ничего развивать, а хочется только сохранять. Поэтому после 75 лет никаких государственных должностей занимать нельзя.

Местное самоуправление было в стране в некотором роде самостоятельным, однако многие конфликты муниципальных чиновников с региональными властями показали, что вертикальная иерархия власти может работать эффективнее. На мой взгляд, губернаторов нужно не избирать, а назначать, как это делали монархи Российской империи. А ответственность за эти назначения будет нести президент, поскольку избиратели часто не могут оценить и проверить компетенции тех, за кого голосуют. При этом местную власть нужно преобразовать полностью. Управлять муниципалитетами должны сильные главы, которые проходят жётский профессиональный отбор, настоящие управленцы и хозяйственники. Помогать им должны советы, в которые будут избираться представители различных отраслей. Например, один человек от медиков, один – от промышленников, один – от учителей, и так далее. Такая комбинация позволит эффективно работать и развивать города и страну.