
Светлана Сильваши начала свою карьеру в 2010 году, уехав в Монголию на стажировку по приглашению текстильной фабрики. Всего через 5 лет она открыла свое производство в Воронеже. Сегодня ее бренд известен не только в России и СНГ, но и в странах Европы и Америке. Светлана рассказала «Регионам России» о том, как из маленького ателье по пошиву одежды создать компанию, которая будет интересна инвесторам по всему миру.
— Как так вышло, что вы выбрали для своего первого места работы Монголию?
— Меня пригласили в далеком 2007 году стажироваться на фабрике в Монголии, которая занималась производством кашемира. Это был огромный завод со штатом 1000-1200 сотрудников. Мне, как молодой девочке, было интересно познакомиться с такой очень неизведанной страной с богатой историей и культурой. Я тогда была студенткой первого курса и полетела на 3 месяца, после практики мне предложили должность главы департамента по развитию. Работа велась с российскими заказчиками, компания экспортировала кашемир за границу. Руководитель фабрики был из Великобритании, я осталась у него учиться. Задержалась там на 5 лет.
— Не жалеете, что все-таки решились на такой шаг в столь юном возрасте?
— Я не пожалела ни разу. Сейчас понимаю, что в 25 лет у меня был опыт работы как у seo-шника холдинга. Мы путешествовали по Азии, посещали мировые выставки, я хорошо знаю Китай. Так у меня появились первые связи, развилась коммуникабельность.
— Какой совет вы бы могли дать российским предпринимателям?
— Любой основатель бизнеса должен понимать, что финансовая модель должна корректироваться каждый год, особенно если происходят экономические кризисы или закончились инвестиции, берутся займы. Бизнесмен всегда должен быть в динамике. У нашей компании, например, есть аналитик, который делает отчеты еженедельно — это движение денежных средств, прямые и косвенные расходы. В первую очередь нужно отслеживать это. Даже когда я начинала свой путь, уже было понимание, что без отслеживания цифр аналитики не получится ни один бизнес. Основные ошибки предпринимателя — это уделять внимание исключительно маркетингу и пиару, вкладывать денежные средства «на доверие». Таким образом, человек не то что не возвращает свои вложенные средства, а он не получает ничего.
— А сейчас у вас бизнес в Воронеже. С чем это связано?
— Любому человеку понятно, что в столице высокая стоимость оплаты труда, дорогая аренда… Когда я думала о том, где я могу разместить свое производство, я рассчитывала, что это будет либо Московская область, либо город-миллионник с достаточным количеством рабочей силы. Мы запускались с производством в России в 2015 году и попали под волну миграции украинских работников — помогли им трудоустроиться, потому что были заинтересованы в этих людях.
— На чем, помимо местоположения, вы акцентировали свое внимание при запуске производства?
— Для меня было важно качество товара, который мы производили. Прошел век «купи-продай», когда ты купил за 3 копейки товар из Китая и продал в пять раз дороже. Люди все понимают, они не хотят, чтобы их обманывали. Сегодня есть платформа AliExpress, приходишь в магазин, сканируешь товар и видишь, что можно приобрести точно такой же товар дешевле. И тогда доверие к бренду теряется. Для меня было важно, чтобы мы сохранили историю. Мой прадед был портной, у него был свой цех, он шил военным шинели. Когда у тебя есть уверенность в своем продукте, когда ты поддерживаешь качество, тебе не стыдно рассказывать о нем, презентовать и продавать его. Мы изначально решили запустить на нашем сайте виртуальные примерочные, но, знаете, с IT-технологиями в России очень сложно, еще сложнее, чем с производством.
— Хотя, казалось бы, IT-шники у нас прекрасные…
— Я тоже так думала. Когда встал вопрос написать программу, оказалось, что люди в этом слабы. Российские специалисты могут написать элементарную программу, а вот разработать глобальную платформу, мобильное приложение, которое будет взаимодействовать с виртуальной реальностью, нам в России не смог сделать никто. Пришлось обратиться к коллегам из Украины, мы внедрили на сайт их решение. Тем самым мы подняли конверсию на 60%. Сегодня мы следим за конкурентами, отслеживаем и мировые тенденции. К сожалению, российский рынок отстает от мирового. Все светлые умы давно сидят в Кремниевой долине.
— А вам сейчас интересен зарубежный рынок? Планируете ли работать за границей?
— Китай можно рассматривать как инвестиционного партнера, потому что в России масштабное производство делать невыгодно из-за высоких налогов. По нашему законодательству, товар будет считаться «мade in Russia», даже если в России к нему пришиваются только пуговицы или этикетки. А у нас все начиналось с онлайна, изначально был большой спрос в европейских странах, потому что таргет устанавливался на Европу. Мне сейчас предлагают продавать свой товар в Израиле, Амстердаме и Нью-Йорке. Но с учетом со сложившейся ситуацией [коронавирусными ограничениями. — прим. ред. «Регионов России»] мы приостановили этот процесс.
— Кстати о партнерстве, после презентации проекта в Сколково к вам обратились несколько фондов с предложением инвестировать в компанию. Но вы отказались. Почему?
— Я общалась с тремя фондами, один из них специализируется на IT-технологиях, все они хотели долю в акциях компании — 51%. Это контрольный пакет акций. Отдать его — значит потерять управление над компанией и остаться без всего. Для меня это неприемлемо. В первую очередь нам нужен партнер, ментор.
— Мировой тренд для бизнеса, вне зависимости от сферы деятельности, — это экологичность. Однако многие бренды, постулируя экостатус производства, на практике не применяют эти технологии. Чувствуете ли Вы запрос на экопродукцию среди клиентов в России?
Наш бренд изучал все тонкости экологичесткого производства. К сожалению, в России не производят такого рода материалы. Их можно купить в Европе, но они настолько дорогие, что не подходят для массового производства — только для единичных товаров. Российская ментальность не воспринимает пока данного рода предложения, большая часть людей одевается в масс-маркете. Экологичность сегодня — это формат премиум-бренда, который не будет пользоваться таким широким спросом у потребителя.