Законопроект, упрощающий закупочные процедуры в рамках ГОЗ в условиях кризиса, внесен группой депутатов. Ее возглавляет первый зам. председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности Владимир Гутенев. Поправки в действующие федеральные законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, № 449-ФЗ приняты в третьем чтении 17 апреля 2020 года.

Первая новация прослеживается в части заказов на весь перечень услуг, от разработки до поставки военной, специальной, космической техники и объектов инфраструктуры. Теперь этот вид закупок будет проводиться закрытым способом, без размещения данных в единой информационной системе сведений о закупках.

Поправка инициирована на основании предложений, поступивших от предприятий ОПК, в ходе работы подгруппы Госсовета по нормативному регулированию промышленности и совершенствованию системы закупок. Ее возглавляет Владимир Гутенев. Целый ряд подобных вопросов, принципиальных для предприятий с точки зрения устранения имеющихся правовых коллизий, по итогам работы группы Госсовета по направлению «Промышленность» направлен на рассмотрение в форме законопроектов.

«Для предприятий промышленности внесение этой поправки – важнейший фактор, которого они ждут. Фактически он направлен на усиление защиты данных ГОЗ. На одном из последних заседаний руководитель рабочей группы Госсовета – губернатор Тульской области Алексей Дюмин отметил, что задача подгрупп – инициативно решать те проблемы, которые в текущей непростой ситуации могут быть отрегулированы с учетом запросов предприятий. Считаю, что в контексте принятия данной поправки этот принцип соблюден крайне своевременно», – подчеркнул Владимир Гутенев.

Он также отметил, что комплекс поправок, принятых в ходе пленарного заседания Госдумы, в целом призван существенно снизить финансовую и административную нагрузку на участников закупочных процедур с учетом тех факторов, под влиянием которых оказались организации в настоящий период.

Ряд внесенных в федеральные законы изменений касается упрощения для участников закупок системы обеспечения контрактов. В отношении государственных и муниципальных закупок поправками существенно (с 5 до 0,5 %) снижается минимальный размер обеспечения контракта, который может требовать заказчик от участников закупок. Это означает, что заказчик сможет установить такой размер с учетом фактических обстоятельств (в том числе цены контракта, возможности получения участниками закупок банковской гарантии для обеспечения дорогостоящего и длительного контракта) в диапазоне от 0,5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (или от 0 до 10% в случае, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению).

Внесенные поправки повышают с 300 тыс. до 600 тыс. руб. предельный размер закупки, которую заказчик вправе осуществить у единственного поставщика. Также устанавливается, что годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, не должен превышать 10% (действует – 5%) совокупного годового объема закупок заказчика.

Поправки устанавливают исключение, допускающее превышение размера аванса над размером обеспечения исполнения контракта. Это касается расчетов по контрактам в случае их казначейского сопровождения.

Исключается необходимость обязательного предоставления поставщиками, подрядчиками и исполнителями гарантийных обязательств. Однако при необходимости законопроект вводит право заказчика устанавливать такое требование.

Изменения также вносят обязанность комиссии по осуществлению закупок проверять юридических лиц – участников закупок на предмет того, чтобы они в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не были привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Важный момент – внесенные поправки предус­матривают возможность в 2020 году осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в нерабочие дни, устанавливаемые в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Николай Клейн, председатель Свердловского регионального отделения СоюзМаша России, генеральный директор ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина»:

– Мы поддерживаем законопроект, принятый Госдумой РФ и направленный на снижение нагрузки на участников закупочных процедур в рамках ГОЗ в условиях кризиса.

Свердловское региональное отделение СоюзМаша направило предложения по мерам поддержки предприятий в условиях коронавирусной пандемии и экономических последствий карантина, они были приняты и учтены.

Региональные предприятия мобилизовались на выпуск продукции медицинского назначения и обеспечение больниц техникой, оборудованием и комплектующими для борьбы с COVID-19. Выполнение заказов по производству аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) и другой медтехники – в числе приоритетных задач для наших предприятий.

Свердловская область – лидер среди регионов России по производству медтехники, аппаратов ИВЛ и наркозно-дыхательного оборудования. В регионе расположены две крупные производственные площадки – Уральский оптико-механический завод (АО «Швабе») и Уральский приборостроительный завод (АО «КРЭТ»).