Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Успешное импортозамещение невозможно без адаптации профессионального и бизнес-образования под потребности рынка

Сегодня в условиях геополитической нестабильности значительная часть сфер нашего общества оказалась под санкционным давлением, поэтому существенно усилилась его турбулентность, и система образования не осталась в стороне. Обострились вопросы международной интеграции университетов и бизнес-школ в образовательной и научной сфере, повышения их признания и продвижения на международной арене, интернационализации образования.

Кроме того, обострились вопросы необходимости смещения целевых ориентиров развития и критериев оценки деятельности образовательных организаций на реализацию национальных интересов, их переориентации на задачи импортозамещения.

Сегодня содействие освоению новых компетенций в отраслях и сферах, высвобождаемых в связи с уходом зарубежных компаний, должно стать одним из приоритетов развития профессионального образования. В этом направлении необходимо перераспределять ресурсы, искать новые драйверы развития, осуществлять модернизацию. 

На наш взгляд, в условиях санкций одной из наиболее важных задач становится импортозамещение в сфере инженерии и IT. И здесь необходимо говорить не только о подготовке специалистов в сфере IT что называется «с нуля» — со школы и в системе СПО и ВПО, но и о повышении квалификации для бизнеса, которому необходимо внедрять цифровые проекты, разрабатывать стратегии цифровизации и повышения производительности труда, диверсификации производимой продукции в целях ликвидации дефицита комплектующих и реализации новых инновационных проектов, в которые сегодня  высоко интегрирована сфера IT. 

Мы в ТПП России с опорой на торгово-промышленные палаты в 83 регионах Российской Федерации и 95 муниципальных образованиях, а также наши профильные комитеты и советы, партнерские организации активно этим вопросом занимаемся. Торгово-промышленные палаты на местах регулярно проводят информационно-образовательные и методические мероприятия для предпринимательского сообщества, а их учебные центры, часто во взаимодействии с профильными вузами или крупными компаниями, разрабатывают образовательные программы, которые успешно реализуются и являются исключительно практикоориентированными. 

Нами совместно с нашим корпоративным институтом – Международным институтом менеджмента объединений предпринимателей в конце 2021 года была разработана и реализована образовательная программа для специалистов ТПП «Технологический брокеридж», обучение по которой прошли 95 экспертов из 53 торгово-промышленных палат. Эта программа была нацелена на изучение и обмен опытом по поиску, отбору и продвижению инновационных проектов, в том числе в сфере IT, проведению акселерации проектов по запросу вертикально интегрированных компаний, а также изучению уже сформированных в палатах лучших практик по работе в этой сфере. Программа проводилась при активном участии коллег из Фонда «Сколково» и Фонда развития инновационного предпринимательства ТПП РФ, которые в настоящее время работают с проектами не только на территории Российской Федерации, но и в странах СНГ в рамках реализации мероприятий Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2030 года.

Именно в этих целях существенной трансформации и модернизации должно быть подвергнуто инженерное образование для выведения на качественный уровень собственного производства. По оценкам экспертов, многие вузовские программы и программы среднего профессионального образования обучают технологиям, которые давно устарели, поэтому большое число  выпускников не работает по специальности. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать потребности в кадрах в отраслевом и территориальном разрезах с учетом задач импортозамещения с последующей корректировкой государственного задания и выработкой мер по улучшению качества образования, в том числе по корректировке образовательных программ и открытию новых.

В результате привлечения малого и среднего предпринимательства к импортозамещению может быть сформирован перспективный рынок для стартапов в сфере высоких технологий. Поэтому расширяются конкурентные возможности вузовского сектора исследований и разработок. Все это требует более тесных форм сотрудничества системы образования и реального сектора в плане создания новых технологий и налаживания ускоренных цепочек их трансфера.

Так, например, для реализации амбициозных планов по развитию радиоэлектроники отрасль получит беспрецедентные меры государственной поддержки, в том числе финансовые, но их осуществление возможно только при совместном участии научно-образовательного сектора и предприятий. Поэтому сейчас наступает момент, когда вузы должны перейти к реальному встраиванию в производственные цепочки высокотехнологичных предприятий для решения актуальных задач импортозамещения.