«В сотни раз приумножить вложенное можно только в сказках или стартапах». Александр Плющенко о том, как работать на венчурном рынке

Венчурный рынок в России стал одной из немногих сфер, которые существенно не пострадали ни от пандемии коронавируса, ни от экономических санкций. Это стало возможно благодаря специфике данного бизнеса – нацеленности не на сиюминутные решения, а на перспективные, глобальные будущие изменения потребностей. Потому рынок венчурных инвестиций в России хоть пока и является небольшим, но показывает устойчивый рост и развитие.

Как работать в этой новой, многообещающей системе, понимает пока далеко не каждый. Секреты венчурного инвестирования в колонке для «Регионов России» раскрывает Александр Плющенко, в прошлом – самый молодой председатель правления банка в России, а сегодня – профессионал в финансовой и банковской сферах, писатель и основатель уникальных для России стартапов.

Венчурный рынок – это история про тех, у кого есть проекты, и тех, у кого для них есть деньги. Первые обращаются ко вторым, чтобы получить средства для стартапа – так называемые венчурные инвестиции. Эти деньги входят в проект на ранней стадии его развития – возможно, даже на уровне идеи. И потому требуют персонифицированного индивидуального подхода. Ведь по статистике «взлетает» только пара проектов из сотни.

Венчурный инвестор может пойти двумя путями. Первый, самый сложный и рискованный, – это выступать в качестве бизнес-ангела – человека, который на основе своего опыта решает, входить в стартап или игнорировать его. Бизнес-ангелы приходят в проект на самой первой, так называемой «посевной» стадии, и все риски берут на себя. Им нужно уметь работать так, чтобы прибыль от одного успешного стартапа, взятого под крыло, перекрывала убытки от тех стартапов, которые не имели успеха.

Второй путь для венчурного инвестора – обратиться в венчурную компанию, где есть специалисты, налаженные экспертизы и необходимые инструменты для инвестирования в стартапы. Это позволяет в разы снизить риски, так как стартап изучается пулом профессионалов, а инвесторов на одном проекте может быть несколько. Еще один плюс – через венчурную компанию можно войти в проект, который уже развивается. Да, прибыль будет меньше, так как на этапах за стартовым уже более очевидна успешность или убыточность идеи, но и риски ниже – потерять вложенные деньги становится не так-то просто. У меня есть своя венчурная компания – «Dream Mine VC», которая инвестирует на ранних стадиях (Pre-seed, Seed, Раунд А) в проекты Fintech, Travel, SaaS, Marketplaces. 

При этом стать венчурным инвестором сегодня может почти любой – прошли времена, когда о венчурном рынке говорили как о месте, где ворочают миллиардами долларов богачи из Силиконовой долины. Новые технологии позволяют формировать венчурные фонды, порог вхождения в которые совсем невелик – например, от 1 тысячи долларов. Это сумма, имея которую, уже можно попробовать себя в роли венчурного капиталиста.

Если же посмотреть на рынок со стороны фаундера – человека, который ищет инвестора, я бы советовал искать их как можно раньше. Бывает, что, загораясь какой-то идеей, человек при ее реализации закладывает все свои активы и на полпути вынужден бегать по рынку, искать деньги. Банки ему уже отказывают, а венчурным инвесторам нужно время, чтобы ознакомиться с проектом. Так что я бы советовал поступать следующим образом.

В первую очередь необходимо создать короткую и понятную презентацию на 5-10 страниц. Нужно описать идею, ее конкурентные преимущества и планы на развитие. После этого не нужно стесняться – свой проект можно самостоятельно рассылать в венчурные компании и бизнес-ангелам. Причем не только в России, но и за рубежом –  в США, Европе и Израиле с удовольствием рассматривают стартапы со всего мира.

Когда собраны отзывы на проект, общение с инвесторами становится более плотным. На этом этапе к презентации нужно подготовить питч – короткое, на 3-5 минут выступление фаундеров, которое описывает, что они сделали и что планируют делать дальше. Этому этапу важно уделить особое внимание, потому что венчурным капиталистам приходится отсматривать до сотни стартапов в день. Качество презентации своего продукта крайне важно.

Наконец, если проект одобрен, инвестор и стартапер обсуждают детали своего сотрудничества. Для российского рынка здесь есть особенность, связанная с санкциями. Фаундер не должен сотрудничать с людьми или компаниями из санкционного списка, не должен иметь к ним отношения. Но если с этим нет проблем – сложностей с выходом на зарубежный рынок не будет.

Венчурный рынок в России сегодня далек от своих пиковых возможностей. Инвесторы пока только привыкают к новым инструментам, щупают его, учатся работать со стартапами. Потому отставание от чеков, которыми оперируют в Европе и США, огромное. И все же эти инвестиции растут. Тренд на венчурное инвестирование уже заметен и год от года набирает обороты. Если с умом подойти к тому, во что вложить деньги, можно увеличить свой капитал в разы. Таких возможностей при других способах инвестирования просто нет. В десятки, а то и сотни раз приумножить вложенные средства можно только в сказках или в стартапах. И лучше, конечно, выбирать стартапы – за ними будущее мировой экономики.