Что случилось?

Стоимость авиабилетов в некоторые города России с вылетом в апреле—июне возросла на 15–120% по сравнению с 2019 годом. Такие данные приводит газета “Известия” со ссылкой на несколько агрегаторов.

  • Больше всего подорожали билеты из Москвы в Набережные Челны (на 121 %), Томск (на 91%), Нижнекамск (на 88%) и Чебоксары (на 46 %). Ощутимо выросла цена на перелеты из Сочи в Пермь (на 58 %) и из Новосибирска в Нижневартовск (на 41 %).
  • На 30-36 % подорожали авиабилеты из Москвы в Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Ханты-Мансийск, Ульяновск, Краснодар, Якутск и Сыктывкар.
  • Более чем на 15 % выросла стоимость перелетов из Москвы в Сочи, Калининград, Казань, Иркутск, Сургут, Волгоград, Симферополь, из Сочи в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.
  • По направлениям Санкт-Петербург — Сочи и Москва — Краснодар средний чек увеличился на 11-12 %.

Цены сравнивают с 2019 годом, поскольку весной 2020 года из-за разгара пандемии COVID-19 спрос на перевозки был неэластичен, а изменение тарифов не приводило к изменению спроса.

Почему это происходит?

Замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин объяснил подорожание цен несколькими факторами:

  • Авиаперевозчики не могли удержать стоимость билетов на прежнем уровне из-за роста расходов, низкой рентабельности сектора и накопленного убытка за 2020 год.
  • В 2020 году многие авиакомпании стимулировали спрос заниженными тарифами, и это не могло продолжаться долго.
  • В 2020 году было заметное ослабление рубля, а это существенный момент в росте себестоимости перевозки, учитывая валютный характер обязательств по лизингу (лизинг — финансовая услуга, с помощью которой предприятие пользуется имуществом, зарабатывает на нём, а в итоге может получить его в собственность).
  • Сейчас дорожает керосин. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, индекс цен на авиационное топливо с 30 марта прошлого года увеличился на 50%.

По словам исполнительного директора агентства “АвиаПорт” Олега Пантелеева, рост цен вполне объясним, и он наблюдается не на всех направлениях. Вот мнение эксперта:

  • Динамика тарифов в 2021 году на внутренних маршрутах заметно отличается от направления к направлению. Есть отдельные линии, где по-прежнему фиксируется снижение цен на билеты относительно докризисного уровня, однако общая тенденция цен на авиабилеты идёт на рост.
  • С одной стороны, авиакомпании накопили колоссальные убытки и нарастили долговую нагрузку, а обслуживание в аэропортах и авиатопливо подорожали. С другой стороны, потребители видят реальный рост цен и на гостиницы, и на продукты питания, и по другим статьям расходов. Теперь ценовая политика авиакомпаний приходит в соответствие с реальностью.

В Минтрансе “Известиям” не смогли прокомментировать скачёк цен. При этом, по словам представителя ведомства, на доступность тарифов положительно повлияет увеличение провозных ёмкостей, которые готовы предложить авиакомпании на 2 квартал 2021 года. По словам эксперта, уже сейчас наблюдается постепенное восстановление рынка авиаперевозок, пусть показатели ещё и далеки от значений 2019 года. 



http://mirziamov.ru