В 2024 году в небо поднимется прототип российского сверхзвукового пассажирского самолета

Работу над проектом второго поколения СПС ведут специалисты научного центра мирового уровня

21 июляв рамках деловой программы XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 состоялась конференция, посвященная вопросам развития отечественной сверхзвуковой авиации. Руководители научных лабораторий НЦМУ «Сверхзвук» отчитались о проделанной работе и наметили основные направления деятельности. Подобные системные исследования возобновлены впервые с 90-х годов прошлого века, что символизирует возрождение отраслевого направления.

Сейчас перед специалистами стоит непростая задача, необходимо решить целый спектр физико-технических вопросов, от создания силовой установки до улучшения весовых характеристик воздушного судна. Сверхзвуковой пассажирский самолет нового поколения должен быть не только экологичным, но и экономически выгодным. Над решением этих вопросов совместно работают специалисты пяти лабораторий НЦМУ «Сверхзвук». Настолько масштабные научные работы ранее не проводились: перейти к конструкторской работе планируется после достижения 6 уровня технологической готовности.

«К 2025 году будет создана научная инфраструктура мирового уровня, параллельно ведется разработка демонстратора – опытного образца, прототипа. Он будет готов в 2024 году, после двух лет испытаний мы приступим к созданию полноценного судна. К 2035 году планируется наладить выпуск сверхзвуковых пассажирских самолетов для бизнес-авиации. Следующий шаг – пассажирские перевозки», – рассказал Кирилл Сыпало, Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН.

Для разработки двигателя с низким уровнем звукового удара будет создана особая лаборатория. Подобных площадок в России ранее не было, в мире их всего две. Полученные в ходе испытаний данные имеют общемировое значение – они помогут ICAO принять нормы по звуковому удару.

Уровень безопасности полётов должен соответствовать показателям перспективных гражданских самолетов. Представители НЦМУ «Сверхзвук» планируют разработать инновационные системы управления, которые снизят количество возможных ошибок пилота в 4 раза. Также одного из пилотов планируется заменить искусственным интелектом, и создать единое информационное управляющее поле. Новые решения позволят, к примеру, формировать прогноз развития траектории, что снизит вероятность неверного решения пилотов в 2 раза.

20 июня Президент России Владимир Путин в ходе визита на МАКС-2021 отметил важность развития гражданского авиастроения в РФ в связи с колоссальными размерами страны. Глава государства оценил перспективность проектов НЦМУ «Сверхзвук» и принял решение о финансировании разработок до 2030 года.