
Психолог Анна Яркова о способах нормализовать работу предприятия даже во время кризиса
Июньское исследование сервиса SuperJob показало, что только каждый пятый работающий россиянин (19%) может похвастаться хорошими взаимоотношениями со своим руководителем. И каждый второй (48%) убежден, что дружба с начальником помогает рабочему процессу. О том, как выстроить положительную связь с сотрудниками даже в кризисной ситуации, что сделать, чтобы нормализовать атмосферу на предприятии, сплотить команду и активизировать ее внутренние ресурсы, рассказала психолог Анна Яркова.
Прежде чем начать работу над атмосферой в компании, руководителю, в первую очередь, нужно нормализовать свое состояние:
– Необходимо успокоиться и принять мысль – если конец света в глобальном смысле не наступил, значит, жизнь продолжается и все можно восстановить или даже начать заново. От этого осознания станет значительно легче.
– Постараться не убегать от своих чувств, которые настигают в кризисные моменты. Позволить им быть и научиться отделять себя от них: «Есть я, а есть чувства». Так появится возможность управлять чувствами.
– Завести дневник или записную книжку, куда будут попадать все идеи по выходу из кризиса. Это позволит очистить ум, структурировать сознание и, возможно, найти в этих набросках нить, которая станет путеводной.
Как только руководитель успокоится сам, получит ощущение стабильности, внутренней силы, веры и надежды на лучшее, он сможет заняться компанией.
Что должен транслировать руководитель своей команде:
– Предсказуемость. Так можно снимать тревогу, давать ощущение безопасности и земли под ногами.
– Планирование рабочего процесса. Говорить, что будет завтра, куда движется предприятие. Желательно составить и показать план или хотя бы его наброски. Это определит, что и зачем делает команда, и покажет перспективы ее развития. Такой подход позволит не утратить ощущение контроля за ситуацией.
– Открытость. Быть эмоционально более открытым к своим сотрудникам и даже проявлять сострадание. Это позволит сплотить коллектив и поднимет в глазах подчиненных статус руководителя. Помните, что человеку нужен человек. Особенно в кризисные моменты. Главное, не перегнуть палку – во всем должна быть мера.
Чтобы сплотить коллектив, отлично подойдут командообразующие мероприятия, так называемый тимбилдинг, трансформационные игры, сессии стратегического планирования или бизнес-расстановки, которые сейчас набирают популярность. Подобные мероприятия направлены на успех, мотивацию и планирование. Они позволяют не только поставить новые бизнес-цели, но и раскрыть ресурсы каждого человека в команде, найти комфортное место, на котором он будет необходимым и эффективным.
Любой кризис мягче всего проходит в компаниях, где есть несколько сценариев развития событий. Это дает ощущение устойчивости и безопасности, а значит – спокойствия. У команды появляется много энергии, а когда ее запас большой, со сложностями справляться гораздо проще. Конечно, никто не даст 100% гарантий, что получится спрогнозировать именно то, что случится на самом деле, но это прибавит уверенности. Есть замечательная фраза Черчилля: «Планы – ничто, планирование – все».