«Не ручей – море должно быть ему имя» – эта крылатая фраза, сказанная Бетховеном о Иоганне Себастьяне Бахе, звучит как девиз Международного музыкального фестиваля Bach-fest, ежегодно проходящего в уральской столице.

В марте, когда начинают бег весенние ручьи и отмечается день рождения одного из главных композиторов планеты, в Екатеринбурге собираются те, кому нравится и кто знает, как играть Баха, а также те, кто любит его слушать.

Композиторское наследие барочного гения неисчерпаемо, поэтому у фестиваля – бесчетное количество тем, а каждый его концерт уникален. Одиннадцатый Bach-fest будет посвящен взаимосвязям баховского творчества и музыкальной культуры Франции. В фестивальных программах прозвучат сочинения баховских современников Жана-Филиппа Рамо и Франсуа Куперена, музыка творивших в более поздние эпохи Сезара Франка и Франсиса Пуленка, премьерные и широко известные произведения самого Иоганна Себастьяна Баха и музыка его великих сооте­чественников – Филиппа Телемана и Дитриха Букстехуде. В девяти фестивальных концертах примут участие известные интерпретаторы музыки барокко, которые съедутся в Екатеринбург со всей России. 

Неожиданный микс баховских хитов, знаменитого органного концерта Франсиса Пуленка и шуточной зоологической фантазии Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» в день открытия фестиваля представит Уральский молодежный симфонический оркестр и симфонический хор Свердловской филармонии под управлением Алексея Доркина (1 марта), а в день закрытия в исполнении оркестра будет звучать только Бах – все шесть его Бранденбургских концертов (31 марта). 

Музыку двух друзей – Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телемана выбрал для своего концерта яркий и самобытный московский Оркестр старинной музыки «Pratum Integrum»
(9 марта). Оба композитора были не только величайшими музыкантами своей эпохи, но и состояли в духовном родстве: Телеман приходился крестным одному из баховских сыновей – Карлу Филиппу Эммануилу. Они творили в традициях немецкого барокко первой половины XVIII века, но у каждого был свой композиторский путь. 

К творчеству еще одного великого современника Баха – Жана-Филиппа Рамо обратятся юные участники фестиваля – лауреаты всероссийских и международных конкурсов, учащиеся Уральской специальной музыкальной школы (колледжа).

В качестве солистов и в составе оркестра «Лицей-камерата» под руководством Вольфа Усминского они исполнят танцевальную сюиту из прославленной оперы Рамо «Галантные Индии» и самые известные баховские сочинения (25 марта). 

Детской и юношеской аудитории на фестивале традиционно приготовлен специальный концерт, где на любимых баховских инструментах прозвучит музыка, с которой росли и становились великими музыкантами его сыновья. Участниками программы выступят солисты двух филармонических оркестров и арт-директор фестиваля органист Тарас Багинец. 

В стремлении как можно больше рассказать горожанам о Бахе, организаторы Bach-fest провели серию необычных концертов, предвосхитивших фестиваль. Выбор площадок для этих выступлений предопределили известные факты баховской биографии. 

400-километровый «марафон», пройденный 20-летним композитором для встречи с величайшим виртуозом того времени Дитрихом Букстехуде, вдохновил на органный концерт на стадионе «Екатеринбург Арена». В исполнении Тараса Багинца на цифровом органе «Монарх» там  прозвучали самые популярные баховские сочинения. Фамилия композитора, связанная с водной стихией, навела на мысль о выступлении в Океанариуме Екатеринбурга. Для самой неожиданной публики – дельфинов и полярных китов – музыка Баха звучала в исполнении «первой арфы» Уральского филармонического оркестра Вероники Лемишенко.

Знаменитая баховская «Кофейная кантата» стала поводом для музыкального перформанса в кофейне «Французский пекарь». В формате музыкального каппинга разнообразные оттенки вкуса кофе прозвучали на языке шедевров Иоганна Себастьяна Баха, которые исполнили артисты Молодежного оркестра концертмейстер группы виолончелей Ольга Калашникова и скрипачка Юлия Полянскова.

Просветительскую линию фестиваля во время самого проекта продолжит концертный диалог между известным телеведущим Артемом Варгафтиком и органистом Тарасом Багинцом. Вместе с мужским ансамблем Симфонического хора Свердловской филармонии они приглашают слушателей совершить путешествие во времени вслед за церковным хоралом, служившим источником вдохновения для самого Баха и композиторов последующих эпох (11 марта).

Одному из самых удивительных баховских клавирных сочинений – Гольдберг-вариациям будет посвящен не только сам концерт, но и отдельная лекционная встреча перед ним. В качестве темы для вариаций композитор выбрал арию из «Нотной тетради» своей жены Анны Магдалены Бах, а написал его для исполнения придворным клавесинистом-виртуозом Гольдбергом. На фестивале вариации прозвучат на уникальном «королевском» клавесине – точной копии французского инструмента времен Людовика XV (30 марта).

Новая художественная выставка известной екатеринбургской художницы Лидии Чупряковой переместит публику Bach-fest`а на центральные парижские улицы. В ее экспозиции «Присутствие искусством», разместившейся в Большом фойе филармонии, собраны более сорока утонченных, таинственных, дерзких и восхитительных работ, которые в виде коллажей представлены под открытым небом в самом сердце французской столицы. В свою очередь, слушателям всего мира не составит труда ощутить атмосферу фестиваля благодаря онлайн трансляциям концертов 1 и 9 марта. 

Крупнейший в России ежегодный фестиваль баховской музыки проводится в Екатеринбурге с 2011 г. Он меняет представление о масштабе наследия Баха и является местом встречи известных интерпретаторов его музыки. За годы жизни фестиваль нашел свою публику в Екатеринбурге и стал известен далеко за его пределами.

Организатором проекта выступает Свердловская филармония. Поддержку фестивалю оказывает губернатор Свердловской области. С подробной информацией о фестивале можно ознакомиться на сайте bachfest.ru.