В наше непростое время локдаунов и рисков международного передвижения значение внутреннего туризма для всех его ключевых участников (туристов, инвесторов, государства) резко возрастает. 5 июня 2021 года стало известно, что Ростуризм выделил 12 макротерриторий, которые станут туристическим каркасом России. Мастер-планы макротерриторий – Крым, Дальний Восток, Золотое Кольцо – уже в разработке. Пять туристских объектов Урала также вошли в список самых перспективных туристских макротерриторий: горнолыжные комплексы «Мраткино», «Абзаково», туристско-рекреационный кластер «Гора Белая», Кунгурская пещера, природный парк «Бажовские места».

Тем не менее на Урале есть уникальные места для прорывного развития внутреннего туризма, о которых знают далеко не все. Одно из них – «Бабиновская» дорога от Соликамска до Верхотурья через Уральские горы. О забытой истории и Урале как твердыне России рассказывает председатель (лидер) движения «Государева дорога» («Бабиновская») и сторонник «Партии Дела» Юрий Трунов.

– Почему Государева дорога («Бабиновская») – геополитический феномен?

– Дело в том, что её культурно-историческое, социально-экономическое, геополитическое, более того, знаково-метафизическое значение очень велико. Государева дорога («Бабиновская») – так называлась первая сухопутная дорога и основная трансконтинентальная магистраль из Руси в зарождающуюся Российскую империю. Из-за чего Урал обретает силу «опорного края» державы. Не побоюсь наделить эту легендарную дорогу планетарным статусом – она равновелика Апиевой дороге, из Варяг в Греки, Великому Шёлковому (Чайному) пути, ибо в период ХVI–ХVIII веков служила северо-западным участком пути из Китая через Московию в Европу.

Всё же начну с глубины веков. Мы, исследуя с конца 90-х годов историческую дорогу, пришли к заключению, выраженному в стихах Ольги Смирнягиной: «Урал – это Камень, в котором узор сокрыт от случайного взгляда… Урал – потаённая, мощная Суть». Археологи, палеонтологи, лингвисты, духовидцы и писатели считают Урал и Восточную Сибирь «прародиной, «колыбелью» человечества. Есть научно обоснованные данные. Диринг-Юряхская археологическая экспедиция обнаруживает следы жизнедеятельности древних сибиряков-руссов возрастом от 2,5 до 1,8 млн лет. Из «колыбели» выходят иранцы, хетты, киммерийцы, скифы, кельты, готы, германцы. Тексты «Махабхараты», «Вед», «Авесты», «Голубиной» и «Велесовой» книг, в совокупности со средневековыми картографами С. Герберштейном, Г. Меркататором и др., также свидетельствуют о древних цивилизациях.

Ярчайшим свидетельством уникальности и неповторимости Уральского края является и то, что на географической карте Евразии-России не отыскать ещё одного такого региона, который «отражал» бы, как в «камере обскура», наличие двух столиц: Москва – Санкт-Петербург и равно как на Урале: Верхотурье – Екатеринбург. Родившись в 1598 году, «первая историческая столица» Урала, Верхотурье, предопределила судьбу нашего Отечества, «заложив» первый кирпич в основание Российской державы. «Татищевская столица», ныне административная столица Урала, Екатеринбург, завершила её историю, «дописав» кровью Николая II и его семьи последнюю страницу Романо-Петербургской империи.

Урал и доныне остаётся территорией «фазового перехода» государственных образований в своё качественно новое состояние.

– Трансконтинентальная дорога имеет значительную протяжённость? Из каких участков она состоит?

– Такого рода «фазовый переход» в своё новое качественное состояние в истории нашего государства произошёл благодаря первой полностью сухопутной, трансконтинентальной, «Государевой» дороги, появившейся на карте России в конце ХVI века. В результате Москва («Третий Рим») за менее чем полтора столетия воссоединилась с Сибирью, Арктикой, Дальним Востоком, Калифорнией и Аляской, установила торговлю с Китаем и Индией.

Трансконтинентальная транспортная артерия начиналась в Москве, проходила через Ярославль, Великий Устюг, Соликамск, это «азиатский» отрезок Государевой дороги.

«Бабиновская» дорога, или её ещё называют «Чрезкаменный путь», – самый труднопреодолимый, ключевой, её участок в 273 версты Он идёт от Соликамска до Верхотурья через Уральский хребет и считается первым сухопутным «мостом», который надёжно связывает сразу три континента: Европу, Азию и Америку. Это удивительная дорога. Она была проложена Ортюшкой Бабиновым по Указу царя Фёдора, последнего из Рюриковичей, и в 1598 году дала жизнь городу-форпосту Верхотурью, положив начало рождению Российской Империи.

От Верхотурья до Тюмени и далее до Тобольска – это уже «азиатская» часть Государевой дороги.

Так Великое княжество Московское царство из средневековой, национальной провинции регионального масштаба преобразовалось в многонациональную и поли-конфессиональную Империю. С самого начала это был масштабный общенародный процесс движения русских первопроходцев «Встречь Солнца» к Тихому океану, вполне сопоставимый с европейской эпопеей освоения Америки веком ранее, с той лишь разницей, что перед европейскими колонистами простирались океанические просторы, нашим же первопроходцам приходилось протискиваться через «игольное ушко» старинных изумрудных гор. Затем народно-низовое движение было поддержано Московским государством и превратилось в успешное, говоря современным языком, частно-государственное партнёрство.

Притом, кроме утилитарно-практического значения, этот путь имеет и метафизический смысл, что нам кажется особенно важным и значимым. Путь Государевой дороги («Бабиновской») – это путь служения, путь, по которому прошёл Небесный Покровитель Урала и Всея Сибири Святой Праведный Симеон Верхотурский Чудотворец. И тайна сия велика. По легендарной дороге проследовало и множество известных личностей тех стародавних времён — мятежный протопоп Аввакум, путешественники и исследователи, известные политики и государственные деятели, «царские невесты».

– В Уставе Вашей организации есть задача – исследование исторической дороги. В каком состоянии она находится сейчас?

– Да, с 2005 года мы провели цикл экспедиции с добровольческими коллективами исследователей. Реальность тогда заставила нас расстроиться – мы увидели, что вся эта уникальная дорога находится в запущенном состоянии. Леса вырублены, дома неподалёку ветхие и заброшенные. Всё это выглядит не так, как должно.

И всё-таки мы эту дорогу нашли и даже с радостью заметили, что некоторые её участки сохранили первоначальный вид. К слову, во время экспедиции мы даже ощутили некоторое присутствие духовных и трудовых подвигов наших предков, их великой мечты о воле и справедливости. У этой дороги невероятно насыщенная история.

– Вы говорите о целесообразности воссоздания и современного её использования? Как и с какой целью?

– Больше скажу, мы убеждены, что эту историю просто нельзя не сохранять. К тому же у нас в стране поставлена задача создать мощное экскурсионное хозяйство. Так почему бы не обратить внимание именно на эту дорогу? Она настолько уникальна по своему культурному ландшафту, по своему метафизическому значению, что едва ли можно найти что-то похожее. Это же исторический путь становления государства, накопление опыта освоения территорий, становления личности творца, кладезь духовной практики.

Чтобы реконструировать этот удивительный культурный ландшафт по оси Соликамск –Верхотурье, нужно проводить многочисленные исследования, научные изыскания и не забывать про художественно-смысловые и образно-символические средства. Нужно работать. Нужно сохранить ценность этой дороги как объекта наследия, как «зоны опережающего развития» в сферах науки, культуры и образования. И ведь всё это поможет укрепить гармонию между окружающей средой и человеком, что тоже очень важно сейчас.

Мы обратились к «Партии дела», чтобы получить содействие. Это позволит нам встать на путь развития, причём не на год и не на два, а на длительное время. И самое важное – это позволит развивать не только какие-то отдельные точки, а весь путь, чтобы туристы чувствовали себя комфортно в любую погоду и в любое время года.

Также у нас была идея на протяжённости всего исторического пути создать сеть автономных поселений с замкнутым контуром жизнеобеспечения, своего рода «поселения будущего», иннограды, экополисы.

Но самое главное, наш кооператив с государством может привести к созданию отличного экскурсионного маршрута (здесь мы даже говорим не только про Урал, но про путь от Москвы до Тобольска, частью которого он является). Если смотреть по времени, то это может быть двухдневный маршрут в одном месте, может быть недельный, может быть месячный. Вариантов много, их нужно прорабатывать.

На фоне такого развития мы будем проводить различные лекции, беседы и наглядную агитацию. За развитием этой дороги последует и развитие страны.