«Световые Технологии ЭСКО» – это компания, которая разрабатывает проекты энергоэффективного освещения городских улиц, промышленных и административных помещений. Благодаря применению энергосервисных контрактов муниципалитетам не нужно искать деньги на обновление освещения. Компания поставляет и монтирует современные светильники за свой счёт, а заказчик расплачивается деньгами, которые сэкономлены в результате модернизации. «Регионы России» поговорили с генеральным директором «Световых Технологий ЭСКО» Алексеем Аникиным о возможностях цифровизации в освещении.

– Алексей Петрович, почему модернизация улично-дорожного освещения в российских городах сегодня востребована? Сколько средств тратят муниципалитеты на освещение улиц?

– Уличное освещение – это, как правило, самая затратная часть бюджета ЖКХ города в части электроэнергии. По федеральному закону номер 131, муниципалитет обязан освещать улицы и тем самым делать их безопасными и комфортными для граждан. Расходы города на эти цели зависят от величины тарифа на электроэнергию. В России он рыночный: от региона к региону цена на киловатт-час может отличаться в два и более раз. В среднем, нижняя планка цен начинается с 4 рублей за киловатт-час и доходит до 9-10 рублей, а в регионах, где потребитель находится ближе к своим источникам генерации электроэнергии, например в Красноярске, цена может быть ниже. Энергосервисные проекты активнее работают там, где тариф выше, потому что муниципалитет может сэкономить гораздо больше в деньгах, что привлекает больше инвесторов.

– Каким образом энергосервисные проекты, которые реализуют «Световые Технологии ЭСКО», помогают сократить расходы на освещение?

– Модернизация освещения позволяет снизить затраты по нескольким ступеням. Базовый вариант обновления – это обычная замена устаревших светильников на энергосберегающие. Это позволяет сэкономить до 75% расходов на освещение улиц и до 65% на освещение административных помещений – школ, больниц, дворцов спорта и др.

Вторая ступень модернизации – автоматизация управления освещением. Преимущественно используется в уличном освещении муниципалитетов. Во многих городах включение и выключение уличных светильников контролирует просто датчик освещённости и реле, а иногда «нажимать на кнопку» приходится диспетчеру. Такая устаревшая система ввиду технических возможностей не позволяет достаточно точно по времени или по погодным условиям включать и отключать освещение, и зачастую его время работы превышает нормативный график и приводит к дополнительным затратам из бюджета. Современная автоматизированная система позволяет вовремя – в зависимости от астрономического времени и координат города, а также с учетом освещенности, –включать и отключать освещение. Автоматизация позволяет дополнительно экономить 5-7% расходов бюджета муниципалитета на электроэнергию на цели уличного освещения. С точки зрения косвенной экономии бюджета, автоматизация приносит два бонуса. Первый – экономия на обслуживании уличного освещения – данная система позволяет точно определять неисправные линии (не нужно долго искать место поломки). Второй – в дневное время для проверки работы освещения система позволит избежать комплексное включение светильников.

На следующей ступени каждый светильник становится управляемым, можно сказать, «умным»: в соответствии с определенной программой он уменьшает или увеличивает световой поток. Например, в уличном освещении поздним вечером, когда мало пешеходов и автомобилей, уровень освещенности может снижаться на 30%, а в ночное время – до 50%. Это позволяет сэкономить ещё около 20% расходов от предыдущего этапа. Плюс ко всему, появляется возможность определить уже не только аварийную линию, а уже состояние каждого светильника – что тоже принесет экономию при обслуживании. Светильники в помещении также можно автоматизировать, установив датчики присутствия и освещенности рабочей поверхности – рабочего стола или парты. Это приводит к солидной дополнительной экономии – до 15% от базового в этом сегменте.

– Во многих регионах сегодня выполняется программа цифровизации городского хозяйства «Умный город». Она включает в том числе создание интеллектуальной системы уличного освещения. Какие технологии используют «умные» светильники?

– «Умные» – это управляемые светильники, которые интегрированы в общую цифровую платформу города и могут «общаться» с цифровой системой и оператором. Их можно удаленно, через компьютерный интерфейс, включить и выключить, снизить их яркость или запросить текущее состояние. Можно создать автоматические сценарии освещенности, задать определенным светильникам разные режимы работы. Светильник может ответить системе, например, что он включён и световой поток установлен на 70% от номинального значения, сообщить о сроке службы и состоянии светового прибора, определить неисправность и предоставить статистику параметров. Если же светильник не отвечает, система выдает информацию об ошибке или аварии: в случае, если светильник не работает, возможно даже определить тип неисправности – не выходит на связь по причине поломки или не может включить, например, оптическую часть, а возможно, даже фиксирует ненормативное состояние питающей сети (слишком высокое или низкое (менее 90 Вольт) напряжение). Таким образом, цифровизация помогает не только полноценно управлять системой, но еще и сэкономить затраты на постоянную проверку уличного освещения, которой сегодня занимаются специальные бригады работников городского хозяйства, а также локализовать аварийные ситуации.

– Как проходит процесс модернизации освещения в регионах? Какие города подключились к этому процессу?

– Нам радостно, что об этом задумались в региональных центрах – скорость принятия решений там гораздо выше, чем в небольших городах, которые берут пример со своих столиц. У нас в портфолио есть проекты во Владимире, Курске, Смоленске, Иваново, Невинномысске, Анапе и других городах. А есть примеры, когда столичные региональные города берут пример с областных – так сказать, «проверяют» эффект от проекта. В любом случае, когда мы модернизируем освещение, остальные города в регионе, независимо от величины и значимости, тоже начинают изучать и заключать энергосервисные контракты: после Иваново в процесс включились города Кинешма, планируют и другие, во Владимирской области за Гусь-Хрустальным и Ковровом последовала столица региона, а далее и другие города – там на энергоэффективное освещение уже перешли почти все города. В Курской и Смоленской области тоже к этому активно готовятся.

Для нас крайне показателен случай города Невинномысска. Он первым в Ставрополье попробовал сделать энергосервис в освещении. Наша компания модернизировала уличное освещение города и установила систему управления им, а город обязал свои технические службы параллельно с модернизацией выделить бюджет на модернизацию электросетей. Эффект получился колоссальный! Благодаря этому решению муниципалитет сэкономил деньги, а жители остались довольны – ведь во многих местах сети были, но никаких работ на них не проводилось долгое время! А дальше пошло по нарастающей – за полтора года реализации энергосервисного контракта в процесс включили несколько школ, больниц, дом культуры, дворец спорта. Город понял, что такая форма работы с энергосервисными компаниями приносит только плюсы и не требует бюджетных расходов. Я хотел бы, чтобы этот опыт перенял каждый город нашей страны.

– У Вашей компании есть удачный опыт использования энергосервиса в смежной сфере – освещение региональных дорог. Расскажите об этом подробнее.

– Часто в уличном и дорожном освещении используют одинаковые светильники. Однако на строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог, которые начинаются сразу за чертой города, как правило, все же закладывают определенный бюджет. И на первый взгляд энергосервис в этой сфере не нужен – деньги на замену и обслуживание освещения есть. С другой стороны, дороги разного значения финансируются неодинаково. Например, норматив содержания федеральных автомагистралей очень высокий, потому что здесь более плотный трафик и высокая скорость движения и их обслуживание оплачивается напрямую из федерального бюджета. А дороги регионального значения содержатся на средства весьма ограниченного областного дорожного фонда, который не может выделить отдельный бюджет на модернизацию светильников.

После того, как наша компания выполнила энергосервисный проект в городе Иваново, мы оценили объем светильников, который находится на балансе департамента дорожного хозяйства и транспорта, и предложили и там модернизировать освещение и внедрить цифровую систему управления освещением. Дело в том, что эффект цифровизации для дорог более важен, чем для городских улиц. Любой населённый пункт – это локальная структура, сколько бы в нём ни было улиц, все они находятся в черте города, и все светильники легкодоступны – можно отремонтировать любой из них за несколько часов. А на региональных дорогах элементы освещения разбросаны на больших расстояниях, и обслуживание светильников обходится гораздо дороже, чем в городе. Поэтому система управления освещением дорог и автоматическое ночное диммирование (снижение светового потока в зависимости от количества автомобилей) помогли Ивановской области сэкономить большие деньги. Мы заменили в этом регионе 619 светильников на региональных дорогах. Впоследствии в созданную автоматизированную систему управления (цифровую платформу) будут поступать данные с камер видеофиксации и датчиков, которые помогают определять погоду – точку росы, гололедицу, осадки. Мы первыми в стране создали комплексную систему дорожного освещения и установили «умные» светильники на автомагистрали. Уверен, далее мы будем масштабировать этот проект в других регионах.

Сегодня все больше городов смотрят на энергосервис для замены освещения на улицах, дорогах, объектах социальной сферы. Отрадно, что этот данный инвестиционный инструмент находит все большее распространение. Мы со своей стороны, стороны исполнителя, готовы обеспечить полный комплекс услуг государственному бюджетному заказчику: надежное оборудование (ведь мы дочерняя компания крупнейшего российского производителя светотехники), качественные светотехнические расчеты для выполнения всех норм и требований для создания комфортной световой среды, достижение конкретной экономии, обслуживание и сервис – все это без затрат бюджета и с привлечением современных цифровых технологий.