«У нас сейчас хороший «тепличный период». Сергей Мазуркевич на ПМЭФ рассказал, почему у собственников бизнеса наступил пик активности

Во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) генеральный директор холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз взяла интервью у генерального директора Уральского горнопромышленного холдинга Сергея Мазуркевича. По мнению собственника одного из крупнейших производителей щебня, само время теперь заставляет владельцев бизнеса и крупных акционеров выходить из режима наблюдения в активную фазу принятия решений. И дело не столько в негативном эффекте от санкций, сколько в открывшемся окне возможностей, позволяющем наконец-то реализовать то, что ранее из-за присутствия крупных мировых гигантов на российском рынке сделать не удавалось.

– Сергей Леонидович, какие у вас впечатления от прошедшего Петербургского международного экономического форума?

– Впечатление только положительное. Достаточно много насыщенных встреч прошло на полях форума, установлены полезные личные контакты и знакомства. Но я понимаю, что сиюминутного результата от участия в Форуме ожидать не стоит. Результаты станут заметны при реализации уже конкретных проектов, когда от обсуждения и каких-то первичных договоренностей мы уже перейдем к делу. Но даже если 5% от того, что запланировано, будет в ближайшее время реализовываться – то я уже буду это считать хорошим результатом.

 Подписание соглашения между генеральным директором Уральского горнопромышленного холдинга Сергеем Мазуркевичем и гендиректором Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ) Тимофеем Хряповым

– В чем польза от таких мероприятий, как ПМЭФ?

– Главное здесь – это огромнейшая экономия времени. То количество встреч и переговоров, которые удается на полях Форума проводить за три дня, заняло бы в обычный рабочий период несколько месяцев, если не годы. И сам факт того, что достигнуты какие-то договорённости на ПМЭФ, наделяет бизнес некой моральной ответственностью по обсужденным проектам. Эти переговоры запоминаются, и если даже в будущем они не будут реализованы, то, как минимум, их досконально проработают, дадут им полную оценку быть в тех масштабах и в тех условиях, которые обговаривались или на сегодняшний день существуют.

– Сергей Леонидович, Вы — владелец крупного, стратегически значимого бизнеса и на Форуме сейчас общаетесь с представителями бизнеса Вашего уровня. Скажите пожалуйста, есть ли чувство тревоги у предпринимателей от выдвинутых против России санкций? Каков общий психологический настрой российского предпринимательского сообщества?

– Бизнес сегодня очень сильно загружен, потому что нужно принимать достаточно много неординарных решений. Большинство собственников перешли на ручной режим управления компанией, потому что факторы ежедневно меняются. Не реагировать на эти изменения невозможно, так как от этого зависит как сохранение бизнеса в целом, так и судьба отдельных начатых проектов. Предприниматели перестраиваются, меняют вектор возможностей, от чего-то отказываются, а где-то наоборот начинают осваивать новые рынки.

Но если смотреть на ситуацию в целом, то у нас сейчас такой хороший «тепличный период». Нас избавили от мировой конкуренции – дали своеобразные каникулы, чтобы мы могли осмотреться, оценить возможности и выбрать те сильные стороны, которые имеет российский бизнес. И начать эти проекты развивать. Раньше мы не могли в полной мере развивать свои сильные стороны из-за мировой конкуренции, которая делала собственное развитие неприбыльным делом. Сложно конкурировать с мощными компаниями, которые имеют мощную финансовую подпитку за счет огромного рынка сбыта. Мы не могли толком развиваться в своей стране, потому что присутствие этих гигантов на нашем рынке вытесняло наши компании. Сегодня же у нас эта возможность появилась. И надо на этом сосредоточиться.

Это осознают многие бизнесмены. По этой причине мы видим большую активность на ПМЭФ. Причём здесь в основном именно собственники бизнеса, которые непосредственно вовлечены в процесс хозяйственного развития  предприятий. Все руководители, акционеры сейчас из режима наблюдения переходят в активную фазу принятия решений.

– На Ваш взгляд, сколько есть времени у российского бизнеса на то, чтобы воспользоваться уходом зарубежных конкурентов из страны?

– У нас не так много времени, чтобы воспользоваться теми «тепличными» условиями, в которые нас они же сами и заключили. Если кто-то думает, что у нас есть 10 лет, то, по моим ощущениям, времени гораздо меньше. Причём сейчас многие в антироссийской санкционной политике Запада пытаются искать параллели с санкциями против Кубы, Ирана, Северной Кореи. Но я бы не советовал этим заниматься, потому что у нас совсем другая природа конфликта с США, чем у остальных стран. Если в Иране идеологическая причина противостояния, на Кубе было политическое, как и в Корее, то у нас причиной конфликта интересов стала ресурсно-энергетическая проблема. И такой конфликт не может долго продолжаться. Хотя, возможно, нам даже в какой-то степени это противостояние уже нравится. И мы бы хотели, чтобы это как можно дольше продолжалось. Но я думаю, что зарубежные «партнеры», затеяв всю эту борьбу, сами же переосмыслят свои выгоды от этой войны и поменяют тактику. И такие уже есть.

– Сергей Леонидович, что нужно делать бизнесу, чтобы увидеть в этом кризисе возможности и использовать их себе во благо?

– Считаю, что нужно выбрать именно те сильные позиции, которые ранее не могли развиваться из-за давления зарубежных поставщиков. И поддержать их развитие. То есть предлагаю сосредоточиться на тех сильных отраслях экономики, которые мы на сегодняшний день сможем достойно развить у себя в стране, и занять своей продукцией зарубежные рынки, одновременно усиливая у себя эти компетенции, потому что весь импорт заместить мы не сможем. Ни одно государство мира на это неспособно. Даже такие, как Китай или США, ФРГ.

Одно дело, когда речь о крупном бизнесе, который всегда сфокусирован на определенных задачах. Другое дело, когда средний и малый бизнес (МСП), которые постоянно находятся в поиске и, возможно, еще не определились со своим курсом, начинают метаться и разбрасывать свои усилия, не добиваясь никаких результатов. Этого допустить нельзя. Здесь должна быть правильно поставлена задача. Импортозамещение не подходит, потому что это слишком обобщенное понятие, которое каждый понимает по-своему. Мы должны отдавать себе отчет, что из «Лады» Mercedes не сделать. Должны объективно воспринимать свои слабые стороны и не пытаться угнаться там, где быстро не получится, а занимать свой уровень, на котором мы пока можем делать «Ладу».  

На мой взгляд, мы должны максимально сосредоточиться на тех ресурсах, которые в стране есть. Понятно, если бы наша территория не была настолько богата, никто бы не проявлял особого интереса к нам. Из-за этого мы вынуждены постоянно защищаться от посягательств на наш суверенитет, на наши исторические владения. Так уж сложилось, что все мировые ресурсы сконцентрированы по некоторым категориям до 40% на одной части суши, которую мы контролируем. Мы с пониманием относимся к тому, что это многих раздражает и не устраивает. Им хочется забрать и раздать. И нам нужно этим пользоваться. Но не так, как было до этого. Не распродавать как сырье в чистом виде, а экспортировать продукты переработки. У нас достаточно, помимо углеводородов, и других полезных ископаемых, которые тоже важны и нужны определенным странам. Все равно нефть и газ постепенно отходят на второй план, уступая место продуктам глубокой переработки полезных ископаемых. Надо поставить себе цель экспортировать именно конечную продукцию переработки углеводородов и с ней занимать мировые рынки, чтобы развивать собственное производство и соответствующие компетенции.

Сергей Мазуркевич с главой Екатеринбурга Алексеем Орловым

– Но, чтобы все успешно в стране развивалось, нужно наладить доверие между крупным бизнесом и МСП. Как этого добиться?

–  Понятно, что пока мы не создали между собой мост доверия, чему есть свои объективные причины. Не всегда малый бизнес выполняет свою работу качественно. Крупный бизнес теряет доверие ко всем малым и средним предприятиям, что сложно преодолеть. Но у меня есть предложение, как эту проблему можно было бы решить. У нас уже отработана схема ипотеки, где государство выступает гарантом надежности застройщика перед потребителями. Сложилась история банковских гарантий, когда в любом банке можно держать до 1,5 млн. рублей без страха потерять эти деньги. Предлагаю создать похожий инструмент через страхование крупному бизнесу, которое заключает контракт с МСП. И предусмотреть гарантии, что если подрядчик не должным образом окажет услугу или предоставит некачественную продукцию, то по суду можно будет вернуть себе деньги и с ненадежного исполнителя, и со страховой компании. Да, может быть, бизнесменам придется платить за такие сделки страховой какой-то процент. Но это позволит крупному бизнесу получить гарантию при таких контрактах. Жулье всегда будет, но если мы будем считать, что кругом одни преступники, тогда и работать ни с кем не сможем. О каком-то развитии и говорить в таком случае будет бессмысленно.