Тратят все больше, а получают — меньше. Насколько Дальний Восток зависим от федерального бюджета?

Что произошло? 

Субъекты Дальнего Востока с каждым годом все сильнее зависят от федерального бюджета. Доля безвозмездных поступлений из государственной казны в региональные бюджеты Дальневосточного федерального округа увеличилась с 30% в 2016 году до 44% в 2020 году, выяснили аналитики агентства АКРА при оценке финансовой устойчивости регионов. 

  • В исследовании сказано, что за последние девять лет совокупный показатель профицита бюджетов регионов Дальнего Востока был положительным лишь дважды — в 2018 и 2019 годах, а за последние пять лет превышение расходов бюджета над его доходами особенно было заметно в Хабаровском и Камчатском крае, Республике Бурятия, а также в Сахалинской и Еврейской областях. 
  • Все регионы федерального округа получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Исключение — Сахалинская область, которая самостоятельно “зарабатывает” 83–96% денег для собственного бюджета. 
  • Больше всего денег от государства получает Якутия. В 2020 году из-за трансферов бюджет региона стал больше на 51,6 млрд рублей. 
  • А самым бедным регионом России аналитики АКРА назвали Камчатский край. Все потому, что в 2020 году доля государственных трансфертов в совокупных доходах края составила 45%. Такого показателя нет ни в одном российском округе.  

Что это значит?

Аналитики АКРА разделили все субъекты Дальнего Востока на 3 группы, исходя из их уровня финансовой устойчивости: 

  1. “Устойчивые”. Сахалинская область, Чукотский автономный округ и Амурская область попали в эту группу, так как имеют хороший объем инвестиций.  Амурская область, например, за последние годы сумела развить проекты, связанные с транспортировкой и переработкой природного газа. Исключением в списке “устойчивых” стал Приморский край. Данный регион не выделяется размером инвестиций, но имеет развитую транспортную и социальную инфраструктуру. 
  2. “Перспективные”. Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Магаданская область также имеют достаточно высокие инвестиции в основной капитал, но другие показатели бюджета у них заметно ниже, чем у регионов из первой группы. Все “перспективные” субъекты имеют проблемы либо с бюджетными долгами, либо с низкой ликвидностью.  
  3. Неустойчивые”. Забайкальский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область и Республика Бурятия имеют низкий уровень инвестиций. Помимо этого у регионов высокая долговая нагрузка и практически нет роста доходов, так как нет развития налоговой базы.