ТПП РФ поддержала разработку законопроекта об исламском банкинге

Законопроект о пилотировании партнерского финансирования внесен в Госдуму. В пилотном проекте по реализации исламского банкинга будут участвовать четыре российских региона – Дагестан, Чечня, Татарстан и Башкортостан. ТПП РФ совместно с широким кругом экспертов и представителей бизнеса приняла активное участие в разработке законопроекта. Своим мнением о становлении и развитии института исламского банкинга в стране поделились эксперты, участвовавшие в разработке данного закона.          

Председатель Комиссии по партнерским финансам и проектному финансированию Совета ТТП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Марк Горский:

Тема партнерского финансирования  уже с историей. С 2012 года предпринимались попытки реализации задачи по интеграции исламского банкинга как финансового инструмента,  но безуспешно. В этом году ситуация кардинально изменилась из-за увеличения антироссийских санкций и невозможности привлечь инвестиции с традиционных финансовых рынков. Законопроект стал весьма актуальным, так как из-за существующих ограничений в законодательстве финансовые средства из исламских стран по нормам шариата  не могут прийти в нашу страну. Необходимо было внести изменения в законодательную базу, в налоговое право и некоторые изменения в учетную политику госорганов. Этим и занялась ТПП РФ совместно с бизнесом.

Отмечу, что исламский банкинг-партнерское финансирование весьма схож с принципами проектного финансирования. То есть кардинальных изменений в законодательство вносить не потребовалось. Особенно  этот закон будет полезен для южных регионов нашей страны. Если по объему потребляемых банковских продуктов взять Москву за 100%, то, например, в республиках Северного Кавказа показатель составил всего 5% по отношению к численности населения. То есть нормы ислама не позволяют верующим пользоваться традиционным банкингом.  Принятие закона позволит в значительной степени перекрыть потребность в банковских продуктах у населения в данных регионах страны и самое главное – даст  дополнительный источник долгосрочной ликвидности внутри страны. 

Планируется до конца 2022 года принять закон о пилотировании партнерского финансирования. Время его действия должно быть не менее 3-5 лет, так как принципы реализации партнерского финансирования требуют значительных временных рамок.

Если говорить о создании необходимой финансовой инфраструктуры для исламского банкинга, то решено пойти инновационным путем. Будет сформирован официальный реестр юридических  лиц, которые будут иметь право проводить операции по принципам исламского банкинга. Они получать возможность распоряжаться бюджетами, лимитами, им будет присвоен ОКВЭД. К примеру, Сбер уже согласовал и пошел путем создания двух первых  дополнительных офисов в Татарстане и Дагестане, в которых будут работать по принципам исламского банкинга и норм шариата. То есть необходимую финансовую   инфраструктуру можно развернуть легко и быстро.

Советник Президента Российской Федерации Руслан Эдельгериев:

Одной из задач Целей устойчивого развития № 8 (достойная работа и экономический рост) является расширение доступа к банковским, страховым и финансовым услугам для всех. Последние слова чрезвычайно важны – прямо сейчас не все граждане нашей страны могут воспользоваться подходящими для них финансовыми услугами. Именно для расширения возможностей населения и бизнеса и был запущен данный эксперимент. Повышение доступности финансовых услуг для населения, особенно малообеспеченного, поможет повысить их доходы, позволит им создать свое дело и позаботиться о своей семье. Это произведет мультипликативный эффект, а пользу в итоге ощутит каждый.

Само появление такого законопроекта говорит о многом. До этого в России идея развития партнерского финансирования оставалась лишь на словах и не получала практического обрамления. Существовали отдельные банковские продукты, однако не было системного подхода к созданию комплексной финансовой среды для граждан и бизнеса. Формат эксперимента позволит апробировать лучшие практики и выявить препятствия, мешающие реализации полномасштабной системы партнерского финансирования. При благоприятном исходе эксперимента мы сможем понять, какие конкретно изменения требует наше нормативно-правовое поле.

Если говорить о пилотных регионах,тоЧечня, Дагестан, Татарстан и Башкортостан уже были представлены на рынке исламского банкинга. В этих и других субъектах РФ население и бизнес могли выбрать для себя необходимые финансовые продукты, однако они не полностью покрывали потребностей.  Новый эксперимент позволит охватить заинтересованные слои населения цельной экосистемой финансовых услуг. При этом хотел бы отметить, что партнерское финансирование открыто для людей с различным вероисповеданием, не только мусульманам.

На прошедшем недавно в Каспийске Российском исламском экономическом форуме многие банки и организации со всей страны представили свои продукты – банковские карты, лизинговые программы (иджара), линии по софинансированию деятельности и даже ипотечные продукты. Я убежден в том, что пилотные регионы и работающие там организации уже давно готовы выйти на новый уровень. Надеюсь, что эксперимент лишь поможет им.