«Только ответственное потребление может спасти нашу экологию». Юлианна Караулова об опасности микропластика в косметике, тестах на животных и органической парфюмерии

Мода на осознанность завоевывает мир. Человек будущего — это личность, которая контролирует все сферы жизни и готова отвечать за результаты своих действий в полной мере. О том, как осознанное потребление может изменить экологическую ситуацию, «Регионам России» рассказала аромастилист и модель Юлианна Караулова.

— На сегодняшний день в бьюти-сфере параллельно развиваются два тренда. Один из них — использование все более технологичных средств для создания различных товаров для индустрии красоты. Другой — это борьба за экологичность. По вашему мнению, эти тенденции противоречат друг другу?

— Нет, напротив, они отлично дополняют друг друга. В наше время множество косметических фирм успешно совмещают экологичность и современные технологии. Более того, бренд, который не пытается минимизировать пагубное влияние на окружающую среду, скорее всего, будет не востребован. Современному потребителю важно, как его покупка скажется на природе. Именно поэтому лидеры рынка инновационной косметики так часто используют натуральные компоненты и перерабатываемую упаковку. 

— Помимо новаторов, есть и огромные корпорации, которые до сих пор используют традиционные подходы. Им сложно перестроиться. Потребители вынуждают их менять свою политику?

— К сожалению, новые подходы требуют существенных финансовых затрат, не все на это готовы. В последнее время компании в погоне за “экологичностью” занимаются так называемым greenwashing, создавая лишь иллюзию экологичного производства. Это происходит, когда бренду очень хочется быть в тренде и при этом максимально сэкономить. Компании используют разные способы обмана потребителей — от странных надписей на упаковках вплоть до мошенничества с подделкой документов.

— Как рядовому покупателю оградить себя от обмана, если единого стандарта для экосертификатов в России нет? 

— Это хороший вопрос. Во-первых, не стоит доверять надписям на упаковках вроде  «100% органик», «натуральный», «БИО» или иконкам зеленых листочков. Это может совершенно ничего не значить, иногда на обратной стороне дается глупая расшифровка, и оказывается, что слова «Eco-friendly» никак не относятся к продукту.

Во-вторых, нужно рассуждать критически: действительно ли предложенная брендом инициатива поможет экологии, или на вас, как на неравнодушном человеке, пытаются нажиться. Например, на кассе в супермаркете предлагают биоразлагаемый пакет на 15 рублей дороже, чем обычный. Покупка может показаться нам разумной. Но если мы вспомним, что пластик не разлагается, а просто распадается на микрочастицы, желание переплачивать сразу пропадает.

В-третьих, единственный всегда работающий способ спастись от обмана — это ответственное потребление. Что это значит? Покупайте ровно столько продукции (косметики, вещей, продуктов питания), сколько вам нужно для того, чтобы удовлетворить потребности — ни больше, ни меньше. При выборе товара обращайте внимание на бренд. Можно заранее прочитать в интернете, какие технологии он использует, как он работает с продуктами, как он заботится об экологии. Если и после изучения информации остались вопросы к компании — обратитесь к ее представителям, например, напишите на почту. В этом нет ничего зазорного, в современном мире ответственное потребление — это норма.

— Вы сказали, что пластик не перерабатывается, а распадается на микропластик (мелкие частички пластика, размер которых не превышает 5 мм). Такие частицы окружают нас повсюду — в воде, в почве и даже в воздухе. Насколько они опасны?

— Микропластик — это огромная проблема для экологии. Данные последних исследований показывают, что частички пластика могут попадать в организм человека с продуктами и водой. Они повреждают мягкие ткани, а попадая в кровь, могут образовывать тромбы. Именно поэтому стоит внимательнее относиться к тому количеству пластикового мусора, который мы производим.

— Микропластик ведь может быть и полезным. Например, он используется в скрабах и идеально для них подходит, потому что абразивный эффект получается очень деликатным.  

— Послушайте, можно использовать прекрасные альтернативы: сахар, соль, дробленые зерна кофе, косточки фруктов. Нам совсем не обязательно добавлять опасные компоненты в косметику. Это заявление относится также и к гранулам в гелях для душа, блесткам в тенях и лаках для ногтей. Более того, микропластик иногда добавляют в помады — для того, чтобы создать ее плотную текстуру. И это при том, что существует огромное количество иных, чуть более дорогих загустителей.

— Не так давно в российском интернете стала популярной анимационная короткометражка «Спасите Ральфа» (Save Ralph). В ней кролик по имени Ральф рассказывает о том, что он работает подопытным животным в лаборатории, выпускающей косметику. Множество россиян из-за этических соображений выступили за запрет тестов над животными. Как вы считаете, Россия готова к подобным поправкам в законодательство?

—  Сейчас в России разрешено альтернативное тестирование косметики. Например, испытания могут проводиться на сперматозоидах или на клетках мембраны куриного эмбриона. Они не менее эффективны, чем тесты на животных. Производитель сам выбирает, каким методом будет проверяться безопасность его продуктов. Покупателю сложно определить, действительно ли товар является «Cruelty free», потому как часто бренды заказывают тестирования у сторонних организаций. Выходит, что косметическая фирма действительно не мучает животных, но за них это делает кто-то другой.

На рынке бытовой химии в России сегодня все печальнее. Производители не могут получить госрегистрацию без проб воздействия на кожу, глаза и желудок животных. Указания о том, что компания может воспользоваться альтернативными методами, в российском законодательстве нет. Я надеюсь, что Россия вслед за Великобританией, странами Евросоюза, Индией и многими другими государствами введет полный запрет на этот варварский метод исследований.

— Еще одна важная тема — органические бренды парфюма. Почему их так мало, а если они и представлены, то это только какие-то твёрдые духи или что-то на маслах. Почему бренды так редко выпускают органические «серьезные» ароматы в привычном виде спрея?

— В массовом сегменте действительно не так много брендов позиционируют себя как производителей органических ароматов. Однако такие товары широко представлены в разделе селективной, нишевой парфюмерии, они не всегда стоят дорого — часть из них имеет вполне демократичные цены. Все дело в том, что органическими мы можем назвать только 100% натуральное, природное сырье. Как правило, это эфирные масла. А эфирные масла — это только 30% компонентов современной парфюмерии. Остальные 70% — это созданные в лаборатории синтетические ингредиенты, они необходимы, чтобы парфюм раскрывался определенным образом, чтобы был более стойким. В составе органических же духов процент натуральных компонентов может достигать 98%. Такое соотношение характерно, например, для французского бренда Essential, кроме того, эта фирма использует только экологичную упаковку, которая не вредит окружающей среде.

Органическая парфюмерия, так как она состоит из эфирных масел, имеет менее сложную структуру. Интересно, что аромат полюбившегося вам парфюма может меняться каждый раз, когда вы покупаете новый флакон. Это происходит потому, что на качество масла влияет сырье. Например, плохой урожай лаванды, засуха — и ваши духи уже пахнут не так хорошо, как раньше.



http://mirziamov.ru