
Ненецкий автономный округ — суровый арктический регион с самым маленьким количеством жителей. Его территория омывается Белым, Баренцевым, Печорским и Карским морями Северного Ледовитого океана. Несмотря на свою удаленность, на юге округ граничит с Республикой Коми, на юго-западе — с Архангельской областью, на северо-востоке — с Ямало-Ненецким автономным округом. Самая большая проблема в жестких северных условиях — сообщение между субъектами. Над решением этого вопроса ежедневно работает Нарьян-Марский авиационный отряд.
Отряд с историей
Первые самолеты появились в небе над Ненецким округом в 1925 году, когда была совершена лётная экспедиция для помощи судам, направляющимся по северному морскому пути. Воздушная разведка помогла морякам избрать короткий маршрут и сэкономить время. Затем в регионе появились первая заполярная авиалиния, первая авиабаза, первый самолёт исполкомовской авиации был отправлен в Нарьян-Мар. С годами авиация стала надёжным помощником хозяйству и жителям округа.
Появившийся в регионе авиаотряд связал Нарьян-Мар со множеством населенных пунктов, добраться до которых иными путями было либо крайне сложно, либо, в определенные сезоны, невозможно. Самолетами и вертолетами вывозили улов, завозили продукты, обслуживали геологов-первопроходцев, начавших в 1950-е годы изыскания нефти и газа на территории Ненецкого округа. Воздушные суда произвели тысячи рейсов по оказанию экстренной медицинской помощи населению, не раз спасали рыбаков, унесённых на льдинах в море. Чем дальше — тем больше оказывались связаны небо и земля в этом арктическом регионе. Сегодня они не способны существовать друг без друга вообще.
Уже более 70 лет члены Нарьян-Марского авиационного отряда бесперебойно перевозят пассажиров и грузы между населенными пунктами Ненецкого автономного округа. Там, где наземные дороги бывают только зимой, самолеты и вертолеты, кроме обычных перевозок, выполняют санитарные рейсы, проводят аэрофотосъемку и при необходимости ведут поисково-спасательные работы. А еще летают на морские суда, морские буровые установки, обслуживают нефтегазовые месторождения.
Всегда в строю
Сегодня авиапарк Нарьян-Марского объединенного авиаотряда представляют 7 самолетов (Ан-2 + ТВС-2МС), 11 вертолетов Ми-8Т, 4 вертолета Ми-8МТВ, 6 вертолетов Ми-8МТВ (АМТ).Таким образом, сейчас в авиапарке 21 вертолет, из них шесть новых лизинговых, по которым производятся ежемесячные платежи.
На предприятии трудятся 640 работников, благодаря которым Нарьян-Марский авиационный отряд получил в 2019 году звание “Предприятие года”. Однако без сложностей в работе не обходится. Например, директор АО Валерий Остапчук рассказывает, что на сегодняшний день с учетом лизинговых платежей за ранее приобретенную авиационную технику, предприятие не в состоянии самостоятельно приобрести новые вертолеты, необходимые для выполнения большего объема работ.
С некоторыми проблемами авиаотряду обещали помочь местные и государственные власти. В рамках нацпроекта “Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры” планируют реализовывать программу “Развитие региональных аэропортов и маршрутов”, которая затронет в том числе Нарьян-Марский авиаотряд. Программа предусматривает дополнительное федеральное финансирование реконструкции аэродромной инфраструктуры в 66 региональных аэропортах, 38 из которых расположены на территории Дальнего Востока. Аэропорт Нарьян-Мара входит в группу субъектов, которые призваны решать задачи национальной безопасности, являясь аэродромами совместного базирования, и жизнеобеспечения территорий, не имеющих иного круглогодичного вида транспорта. На реализацию проектов для таких аэропортов будет выделено финансирование 88,3 млрд рублей, в том числе 56,8 млрд дополнительно.
Однако сейчас, пока нацпроект не начал реализовываться, Нарьян-Марскому авиаотряду в экономическом плане приходится непросто. Предприятие вынуждено постоянно искать дополнительные источники дохода, чтобы выжить и сохранить рабочие места. Например, недавно три вертолета отряда были переданы в аренду и теперь трудятся за границей — в Африке, Индонезии, участвуя том числе в ликвидации стихийных бедствий.
Сложности в работе
Власти неоднократно обещали помочь Нарьян-Марскому авиаотряду. Например, Минтрансом было согласовано постановление правительства №1603, которое предусматривает утверждение новых требований по обеспечению транспортной безопасности. Речь идет о посадочных площадках, небольших аэродромах и вертодромах, которые используются для выполнения полетов по местным воздушным линиям, и в целях АОН, авиации общего назначения.
Несмотря на благие намерения властей, в действительности инициатива скорее осложнит работу Нарьян-Марского авиаотряда, нежели облегчит ее. Требования, выдвинутые постановлением, невозможны к выполнению в реальности, из-за чего без малого полторы тысячи посадочных площадок, некатегорированных аэродромов и вертодромов будут закрыты.
Будет похоронена вся наземная инфраструктура, обеспечивающая возможность передвижения людей на огромной территории страны, где авиация единственный вид транспорта, который только начал возрождаться. Будут закрыты все учебные заведения, подготавливающие пилотов, так как все они выполняют полеты с посадочных площадок. Исчезнет возможность выполнять подавляющее большинство видов авиаработ: авихимработы, авиалесоохрана, санзадания, мониторинг трубопроводов, так как все воздушные суда для них базируются в основном на посадочных площадках. Можно смело ставить крест на авиаклубах, подразделениях ДОСААФ, на авиации общего назначения. Все это отбросит Россию по уровню развития авиации на уровень африканских стран.
Еще одна масштабная проблема: из-за заболеваемости в пандемию коронавируса пострадали как Нарьян-Марский аэропорт, так и авиакомпания. С апреля по май 2020 года количество коммерческих полетов для нефтяных компаний снизилось с 100 до одного часа в месяц. Выручка предприятия упала на 15-17 процентов по сравнению с прошлым годом. К тому же, мешала полноценной работе заболеваемость среди пилотов и их уход в другие компании. Не помогли даже меры господдержки, направленные на выплату зарплат. Из-за этого авиаотряд сегодня испытывает сильный недостаток в пилотах вертолетов, каждый из которых — на вес золота. При этом от государства так и не удалось добиться доплат для пилотов, которые перевозят коронавирусных больных. Хотя они, участвуя в подобных вылетах, ничем не отличаются от водителей скорой помощи.
Пришлось отказаться и от запланированного до 2025 года обновления вертолетного парка. Руководство Нарьян-Марского авиаотряда решило взять паузу до следующего большого контракта с Роснефтью. Для предприятия это стратегический партнер — если его не получить, победив конкурентов в конкурсных закупках, не будет заключен контракт на авиаобслуживание компании. А это снова повлечет за собой потерю денег и пилотов, заморозку проектов авиаотряда.
Не опускать руки
Несмотря на объективные сложности, руководство Нарьян-Марского авиационного отряда не опускает рук и планомерно занимается развитием транспортной системы в регионе. Один из крупнейших проектов компании — реконструкция аэродрома и наземных сооружений. Авиаотряд закончил реконструкцию старого пассажирского здания, значительно увеличив накопитель для пассажиров, число которых год от года только растет. Практически в одиночку предприятием был реконструирован зал повышенной комфортности для пассажиров бизнес-класса и организован дополнительный пункт досмотра пассажиров, построен новый грузовой склад и бокс для аэродромной техники.
Сегодня Нарьян-Марский объединенный авиаотряд — это успешное предприятие, которое, благодаря умелому менеджменту, сплоченности коллектива и умению оперативно и профессионально откликаться на запросы времени, справляется с ежедневными вызовами. За работой компании стоит тяжелый труд и ежедневный подвиг летчиков и наземного персонала.
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд — единственная авиакомпания Ненецкого автономного округа. Десятки лет она объединяет землю с небом, доказывая, что люди могут жить и работать достойно даже в непростых условиях северных широт. И о них, несмотря ни на что, всегда будут помнить и заботиться.