Сильная Госдума. Поправки в Конституцию добавят полномочий нижней палате. Или нет?

Зачем нужна Государственная дума?

Государственная дума – это нижняя палата российского парламента. Основное назначение Госдумы:

  • принятие федеральных и федеральных конституционных законов;
  • контроль работы правительства – в частности, через ежегодные отчеты;
  • решение вопроса о доверии правительству;
  • дача согласия или несогласия на назначение премьер-министра, выбранного президентом;
  • назначение на должность и освобождение от должности руководителей Центробанка, Счетной палаты;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности.

Кто может быть депутатом Госдумы?

Госдума состоит из 450 депутатов. Депутатом может быть избран гражданин России, достигший на день голосования 21 года. Кандидату на должность депутата Госдумы нельзя иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Госдума формируется на основе всенародных выборов, которые проходят по смешанной системе: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов.

Голосование по партийным спискам

  • Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию.
  • Количество мандатов у одной партии пропорционально количеству полученных на выборах голосов.
  • После выборов мандаты распределяются между членами партии по партийным спискам, в которые входят “лидеры” партии (люди, которые точно получат мандат) и представители региональных групп (среди которых выберут тех, кто войдет в Госдуму).

Голосование за депутатов от одномандатных округов

  • В каждом одномандатном округе выбирают всего по одному депутату. В Госдуму войдет тот, кто набрал больше всего голосов.
  • Центризбирком определяет границы одномандатных округов, стараясь делать так, чтобы на каждого депутата-одномандатника приходилось примерно одинаковое число избирателей и чтобы округ не выходил за пределы региона.
  • В России 225 одномандатных округов.
  • Кандидаты по одномандатным округам могут выдвигаться от партий или действовать самостоятельно.

Как сформировалась современная Госдума?

Госдума принимала современный вид в течение десятилетий. Самым важным стал период с 1993 по начало 2000-х годов.

Дума первого созыва. 1993-1995 годы

  • В 1991 году страна пережила политический кризис. Президент Борис Ельцин выступил против вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации. Стороны, в частности, не сошлись в том, как проводить экономическую политику в стране. Итогом стали августовский путч и насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти.
  • По указу президента Бориса Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов.
  • 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Госдуму первого созыва.
  • В день проведения первых всенародных выборов в обе палаты Федерального Собрания прошло также принятие новой Конституции.
  • Фракция КПРФ, многие члены которой были противниками Ельцина еще в 1991 году, предпринимала попытку организовать процедуру импичмента президенту. Но не набрала достаточного количество голосов.
  • КПРФ дважды голосовала за отставку правительства Черномырдина. Оба раза за недоверие правительству голосовали 46 из 47 членов фракции.
  • Новая Конституция предоставила президенту значительные полномочия, в то время как полномочия парламента были сокращены.
  • В связи с этим КПРФ пыталась принять поправки к Конституции, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства. Тогда эта идея была отклонена.

Дума второго созыва. 1995-1999 годы

  • Борьба за думские мандаты была ожесточенной. По опросам ВЦИОМ, в сентябре 1994 года работу Бориса Ельцина на посту президента одобряли 29,8%, а в сентябре 1995 года – только 14,1%.
  • Стоял вопрос о том, как будут проходить выборы в Госдуму, так как избирательное законодательство еще не было разработано. Администрация президента пыталась добиться, чтобы максимальная доля депутатов выбиралась по одномандатным округам – предполагалось, что на них будет легче влиять.
  • В 1995 году Ельцин подписал итоговую версию закона. Он устанавливал соотношение при голосовании 225:225, ограничивал центральную часть федерального списка избирательного объединения 12 кандидатами, закреплял 5% проходной барьер и 25% явку избирателей.
  • В то же время Ельцин пытался создать двухпартийную систему – из правоцентристской и левоцентристской партии, чтобы “обрубить экстремистов с флангов”. Но большой популярности партии так и не получили.
  • По результатам выборов в Госдуму абсолютное большинство мандатов досталось коммунистам.
  • Из-за правительственных кризисов депутатам пришлось девять раз голосовать по кандидатуре главы правительства.
  • Депутаты второго созыва вновь пытались начать процедуру импичмента Бориса Ельцина на основании пяти обвинений: развал СССР, разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993 году, развязывание войны в Чечне, развал армии и геноцид русского народа. Ни по одному из пунктов обвинения не было набрано необходимых 300 голосов.
  • Предполагается, что обострение отношений с Госдумой вынудило Бориса Ельцина баллотироваться на второй президентский срок.

Дума третьего созыва. 1999-2003 годы

  • Из девяти депутатских объединений самыми многочисленными в новой Думе стали КПРФ и “Единство”, которое в 2001 году преобразовалось в “Единую Россию”, забрав у коммунистов большинство в Госдуме.
  • Дума третьего созыва приняла законы о государственной символике, о выборах президента, поправки к избирательному законодательству, изменения в закон о референдуме, о новом порядке формирования Совета Федерации, о политических партиях и многие другие, используемые по сегодняшний день.
  • С этого момента Госдума приняла вид, наиболее приближенный к современным реалиям.

Какой будет новая Госдума?

В текст обновлённой Конституции внесено несколько поправок, которые коснутся работы Госдумы. В правительстве это называют усилением роли нижней палаты парламента.

Премьер-министр

Что меняется? Государственная Дума получит право утверждать кандидатуру премьер-министра, предлагаемую президентом. Назначать утвержденного премьера будет глава государства. Однако после трехкратного отклонения представленных кандидатур президент может сам назначить главу правительства и оказывается вправе распустить Госдуму, назначив новые выборы.

Зачем? Таким образом, президенту больше не нужно реальное согласие Госдумы для того, чтобы назначить премьер-министра. Раньше после троекратного отклонения кандидатуры премьера президент обязан был распустить Думу. После принятия поправок он сможет сам назначить главу правительства без роспуска парламента. Это может пригодиться в том случае, если оппозиция усилит свое влияние.

Министры

Что меняется? Госдума будет утверждать кандидатуры заместителей премьер-министра и федеральных министров (за исключением министров, которыми руководит сам президент – в частности, министры “силового блока”).

Зачем? Раньше премьер-министр предлагал кандидатуры остальных членов правительства президенту, а не Думе. Сейчас, если депутаты трижды отклонят премьерских кандидатов в министры и вице-премьеры, президент получит право назначить их сам. А если Дума не согласится более чем с третью предложенных кандидатур, то президент вправе ее распустить и назначить новые выборы. Но, как и в случае с кандидатурой премьера, роспуск не обязателен.

Преодоление вето

Что меняется? Если президент наложит вето на закон, принятый Госдумой, но депутаты большинством снова проголосуют за этот закон, глава государства может обратиться в Конституционный суд. Если суд решит, что закон противоречит Конституции, президент сможет его не подписывать.

Зачем? Поправка касается всех законов, в том числе федеральных конституционных законов, которые сейчас президент не может отклонить в принципе. По новой Конституции, у главы государства появляется еще одна возможность противостоять решениям парламента. 

Что в итоге?

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, который занимает этот пост с 2016 года, в течение нескольких лет говорит о необходимости расширений полномочий парламента. В прошлом году он высказался за изменение Конституции и предложил, чтобы при назначении федеральных министров у нижней палаты парламента было право “как минимум” участвовать в консультациях и вносить президенту свои предложения по составу правительства. 

В 2019 году Володин даже выпустил статью, в которой объяснил, что сейчас состав правительства формирует премьер-министр, а президент утверждает его решение “без возможности опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатурам”. Спикеру Госдумы хотелось бы, чтобы нижняя палата парламента реально участвовала в решении таких вопросов.

С новой Конституцией Володин получит возможности, которых так долго ждал. Но только номинально. Фактически же поправки оставляют последнее слово за президентом и только за ним.