В феврале 2020 года председатель правления Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, генеральный директор группы компаний «ТРАНССИБУРАЛ» Сергей Мазуркевич возглавил Федерацию высокоточной стрельбы России. Он рассказал об итогах работы организации за прошедшие пять лет и о своих задачах на новом поприще.
Высокоточная стрельба стала развиваться как вид спорта не так давно, примерно десять лет назад. До этого ей занимались отдельные инициативные стрелки. В 2015 году была создана Федерация высокоточной стрельбы, которая объединила под своим флагом все стрелковое сообщество. За эти годы Федерация не только выстроила систему стрелкового спорта и легализовала его в общественном поле, но и вывела российских гражданских снайперов на международную арену. Наши стрелки поучаствовали в зарубежных соревнованиях в Чехии, Болгарии, Италии, Венгрии и ряде других стран. Спортсмены из России всегда брали призовые места, чем мы очень гордимся.
Борьба за релоадинг
Самое важное достижение руководства Федерации высокоточной стрельбы – в России узаконили релоадинг – самоснаряжение боеприпасов для нарезного оружия. Почему это важно? Сегодня нарезное оружие можно приобрести для охоты и для участия в спортивных мероприятиях, разрешается его хранение, ношение. Спортсмены могут использовать его на специально оборудованных полигонах и в тирах. Несколько лет назад закон запрещал самостоятельно снаряжать патроны к нарезным стволам, в отличие от гладкоствольного оружия. Владельцы последнего всегда могли купить дробь, порох, пыжи, гильзы и собрать патрон. За самоснаряжение же нарезного оружия полагалась уголовная ответственность. С этой несправедливой ситуацией стрелковое сообщество боролось более 15 лет.
Спорт сам по себе означает высокоточную стрельбу, которой можно добиться только с использованием нарезного ствола. При этом спортсмены, которые сами снаряжают боеприпас, подгоняют каждый патрон к своему оружию, добиваются лучших результатов, чем те, кто стреляет заводскими боеприпасами. К тому же не каждое производство выпускает удачные патроны, это очень тонкая работа. Российские боеприпасы уступают по баллистическим показателям, по качеству порохов и других составляющих зарубежным – финским, американским, немецким. Раньше с отсутствием возможности релоадинга можно было как-то мириться, зарубежные патроны стоили в пределах 1-1,5 долларов. Однако после введения антироссийских санкций в 2014 году боеприпасы подорожали почти в 10 раз. Спортивные патроны калибра 308 или 7 можно было купить за 450 рублей по сегодняшнему курсу. Это нанесло существенный удар по высокоточной стрельбе, которая и так является дорогим видом спорта. Снайпер должен постоянно поддерживать форму, тренироваться минимум два раза в неделю, делать до 50 выстрелов за тренировку. С учётом возросшей цены патронов, один поход в тир обошёлся бы стрелку примерно в 22 тысячи рублей. А те, кто выстреливает на тренировке до 100 патронов, заплатили бы в два раза больше.
Самоснаряжение боеприпасов обходится в пять раз дешевле. Гильза (в ней 70% цены) используется повторно около 15 раз. Пуля и капсюльный порох – это 30% цены. Патрон можно собрать, потратив меньше 100 рублей. Благодаря работе руководства Федерации высокоточной стрельбы с 15 января 2019 года все граждане страны могут самоснаряжать патроны для нарезного оружия на законном основании. Особенно хочется поблагодарить Эдуарда Витальевича Бендерского (президент Клуба Горных Охотников) и Владислава Матусовича Резника (депутата Государственной Думы), сыгравших ключевую роль в принятии поправок в закон. Для российского снайпинга это бесценное достижение.
Новые задачи
В 2017 году я возглавил «Росснайпинг». Эта организация задала новый уровень проведения соревнований, изменился их масштаб и упражнения для стрелков. Это был серьезный шаг, и многие стрелки заявили, что изменения нужны и Федерации высокоточной стрельбы. В январе 2020 года на отчетно-выборной конференции меня избрали президентом Федерации.
Во-первых, я поставил перед собой задачу объединить все стрелковые клубы, ассоциации, сообщества. Сегодня все основные организации вошли в состав Федерации, понимая, что развивать спорт можно только сообща. Это сразу решило проблему календаря соревнований, который часто совпадал у разных клубов, создавая неудобства для спортсменов. Во-вторых, это позволило унифицировать правила и упражнения для стрелков, которые были в каждом сообществе свои. Мы также ввели соревнования, которые определяют рейтинг стрелков. Это необходимо, чтобы установить сильнейших снайперов, которые имеют приоритет в допуске на международные соревнования. В 2020 году запланировано шесть рейтинговых соревнований. Из десяти ведущих стрелков будет сформирована официальная сборная России.
Ещё одна цель, к которой мы должны прийти за следующие пять лет – это признание высокоточной стрельбы официальным видом спорта. Тогда развитие нашего дела выйдет на совершенно другой уровень, с соответствующими регалиями и финансированием. Мы сможем заняться подготовкой и воспитанием молодёжи, привьём людям культуру обращения с оружием, решим проблему с выделением земли под спортивные объекты и в целом повлияем на рост индустрии. Потому что только гражданский рынок может повышать качество, создавать конкуренцию и формировать спрос на промышленные изделия.
Карантин из-за пандемии коронавируса серьезно сбил наш курс, поэтому три месяца мы посвятили юридической работе. Федерация высокоточной стрельбы работает над типовым проектом полигона, который смогут построить в своём регионе инициативные сообщества стрелков или инвесторы. Конечно, это социальный проект, экономический эффект от строительства полигона маловероятен. Но если людям негде будет заниматься стрельбой, то и развития этого спорта не произойдёт. Мы выстраиваем взаимовыгодные отношения с Министерством обороны и Росгвардией, в чьём распоряжении находятся полигоны, где есть дистанции до 2 км и более. Стрелки спецподразделений этих ведомств участвуют в наших соревнованиях на безвозмездной основе. Это помогает обмениваться опытом, ведь не секрет: одно участие в соревнованиях заменяет 30 тренировок. Когда нужно вырвать победу у 70 снайперов, это и боевая, и психологическая задача. Побеждает, как правило, не более удачливый, а более подготовленный.
Сейчас мы участвуем в создании новой снайперской винтовки российского производства. В этот проект вложено много сил и финансов, и первые экземпляры оружия взяли очень высокую планку. Мы протестировали винтовку, и по рекомендациям ведущих снайперов Федерации высокоточной стрельбы производители сделали 147 изменений. И я думаю, что это не предел для усовершенствований. Это будет винтовка номер один в мире. И для нас очень значимо и важно, что стрелки Федерации, которые будут по-прежнему занимать места на пьедестале на международных соревнованиях, смогут побеждать с отечественным оружием.
Нас очень радует, что власти страны и регионов не ставят перед нами никаких препятствий, наоборот, Федерацию высокоточной стрельбы очень поддерживают. Мы благодарны за помощь Минобороны и Росгвардии, которые предоставляют полигоны, где мы можем проводить тренировки и соревнования.