В стране есть предприятия, которые способны заместить импортную дорожно-строительную технику своей продукцией. Один из лидеров отрасли – курганский завод дорожной техники «Регион 45», который не только уже сейчас создает улучшенные европейские аналоги, но и готовы разрабатывать спецтехнику под конкретные задачи. Генеральный директор Сергей Лютиков рассказал «Регионам России» о том, какой вклад в импортозамещение уже внесла команда завода «Регион 45».
— Сергей Алексеевич, сегодня ваше предприятие входит в пятерку крупнейших производителей дорожной техники России. Скажите, как удалось добиться такого результата курганскому машиностроительному заводу?
— Мы не такие, как все, поэтому следуем собственному пути. Одно из наших преимуществ — что, кроме серийных машин, беремся за нестандартные задачи, с которыми приходят заказчики. Мы гибкие, возможно, за счет того, что небольшие, относимся еще к категории малого и среднего бизнеса. И коллектив всего 150 человек, дружный, слаженный — не так много бюрократических препон. Поэтому нам легко перестроить внутренние процессы, какая бы ситуация не происходила. Несмотря на эксклюзивный подход «бутик-ателье», мы занимаем достаточно весомую долю рынка. Не так давно я возвращался из Москвы на машине и из пяти участков дорог, где шел ремонт, на трех видел нашу технику. Еще пару лет назад для меня было это удивительно, сегодня уже норма. Наши машины есть практически в каждой дорожной компании.
— Как на практике происходит работа в режиме «ателье»? Неужели к вам могут просто прийти и сказать «хочу машину с вот такими характеристиками», и вы сделаете?
— Да, и подобный опыт у нас есть — разовый проект для МЧС Республики Дагестан. Создавали машину для дезинфекции улиц во время пандемии. Она создает облако водяного тумана радиусом до 100 метров. Сейчас эта машина уже находится в серийном производстве под торговой маркой «Шторм». Мы нашли ей разные применения и сейчас единственные в России производим подобную технику. Ее берут птицефабрики для обеззараживания территории, карьеры — для пылеподавления. Продукт имеет спрос, и о нем узнают на рынке все больше и больше. В этом наш подход – любая уникальная разработка становится базой для новых видов техники. Мы используем существующие разработки и изменяем их под требования заказчика. Получается не так дорого, как можно подумать.
— А есть ли в вашем арсенале проектов такие, которые, например, способны заместить импортную технику, к сожалению, пока преобладающую на внутреннем рынке?
— Да, одна победа над европейскими производителем у нас уже есть. Смотрите, несколько лет назад появился и быстро получил широкое применение материал, который успешно заменил битум, использующийся для возведения фундаментов, стен подвальных помещений и иных конструкций. Речь о битумной эмульсии. Этот материал потребовал уже совсем другого оборудования для его применения. Более стабильной температуры, точного дозирования распределения. На рынке России оборудования для розлива данного материала было представлено только европейской техникой одного производителя. Мы в этом увидели вызов и интересную задачу: произвести и запустить в серию машину полностью из российских комплектующих, но которая будет превосходить аналог из Европы и в производительности, и по цене будет гораздо привлекательнее.
С 2019 по 2021 год на заводе была проведена работа по разработке конструкторской, технологической документации, был выпущен опытный образец и внедрен в серийное производство автогудронатор с системой косвенного разогрева эмульсии «Гефест». По сравнению со своим европейским аналогом, наша машина быстрее разогревает эмульсию, система автоматического управления более информативна, а система точного дозирования сама подстраивается под скорость движения машины. На битумном распределителе установлено гидравлическое распределение, которое исключает ручной труд.
«Гефест» по достоинству оценили крупнейшие дорожные компании России и ближнего зарубежья. Новая машина по стоимости на 35-40% доступнее машины, произведенной в Европе. Соотношение «цена-качество» делает наш продукт наиболее выгодным для заказчиков, чем европейские образцы. И проблемы с заказами у нас нет – заявки на поставку оборудования распланированы до конца 2022 года, есть проекты договоров на 2023 год.
— А ощутили ли вы на себе кризис после 24 февраля?
— Сколько было кризисов, мы никогда особенно не чувствовали их действия, потому что наша отрасль востребована, дороги всегда будут строить. Но что мы поняли? Что Донецк и Луганск будут восстанавливать с помощью наших машин. И не так давно первая ушла на Донбасс, мы видели ее по федеральным новостям. И это уже вопрос нашей репутации.
Нам важно хорошо выполнять свою работу, и у нас получается оправдывать ожидания наших заказчиков. Мы хотим, чтобы все работало так, как хотят дорожные службы. Если нет производителей комплектующих или оборудования, которые удовлетворят по качеству, то какие-то вещи нам проще сделать самим и быть уверенными, что продукт достоин называться лучшим. Я надеюсь, в новых обстоятельствах другие заводы тоже будут стремиться работать эффективнее и ответственнее, более консолидировано.
— Нам известно, что у вас еще есть собственное программное обеспечение. Это в этом году вам так быстро удалось разработать собственное ПО?
— Да, на дорожные машины для транспортировки горячих битумных смесей мы ставим собственное программное обеспечение. Но это началось еще с 2018 года. Прежде мы пользовались немецким ПО, по в какой-то момент решили создать свое уникальное. И сейчас это сыграло на руку. У нас есть патент, есть хороший отдел новых разработок, который внедряет электронные системы в управление машиной. Нам оказалось легко заменить европейские экраны именно потому, что программа наша. Техникой можно управлять даже через смартфон, если установить специальное приложение. Это выгодно заказчикам, потому что наше ПО помогает экономить материал, увеличивает ресурс машины.
Технику эксплуатируют на износ: вместо десяти лет она служит три-четыре года. Все ищут варианты, как производительность повысить, а мы уже давно идем по этому пути. Выпустили гудронатор с постоянным подогревом битумной эмульсии — для экономии времени, «Комбат», в котором объединили функционал нескольких машин: автогудронатор и поливомойку. Наше программное обеспечение позволяет в нужных нормах расходовать материал. Каждая из разработок повышает эффективность.
— А удается выходить со своей техникой на рынки других стран?
— В свое время мы активно работали с Казахстаном, но из-за пандемии все приостановилось. Сейчас, слава Богу, границы открываются, и присутствие в Казахстане мы снова усиливаем. Еще провели переговоры с Монголией, изучаем Узбекистан. Мы никуда не торопимся: обрастаем связами, узнаем дорожников, формируем спрос на продукцию. Что касается Монголии, кажется, мы нашли хорошего, надежного партнера, который сможет представлять наши интересы, станет индивидуальным дилером завода в республике. Азиатские страны остаются дружественными по отношению к России. Мы только на них и смотрим. Еще одна причина сотрудничать с Востоком – тренд на экологичность, внедрение электропривода в наши машины. Больше всех в электрокарах преуспели китайцы. Мы сотрудничаем с Курганским университетом в разработке электропривода. Сами подучимся, студентов подучим, преподавателей, и параллельно начнем создавать на предприятии свою технику на электроприводах. Сегодня в нише спецтехники, действительно, Россия отступила немного назад, но мы все отыграем. Прогресс не остановить, я в этом уверен.