Вертолетная площадка как элемент национальной транспортной авиационной инфраструктуры

По данным Ассоциации Вертолетной индустрии в России в 2019 году реально эксплуатировалось 1089 вертолетов всех типов: 914 – российского производства и 175 – иностранного. На 60% такой парк существует благодаря наследию социалистического прошлого и нуждается в обновлении. В оценке показателей авиационной отрасли количество воздушных судов, совершенных рейсов, перевезенных пассажиров и грузов – это одна сторона дела. Нужно помнить, что совершение полетов невозможно без существования наземных объектов, обеспечивающих их безопасность: мест для приземления и взлета, а также инфраструктуры в виде заправочных комплексов, аэропортов, вертолетных площадок и т.п. И, по-видимому, государству без участия частного капитала в России эту проблему не решить.

В почетной пятерке

Самая богатая страна по количеству взлетно-посадочных полос в мире это США, по разным оценкам их от 13 000 до 15 000, в том числе 2191 действующий гражданский аэропорт. Во многом достижения в отрасли американцы связывают с участием в ней частного капитала (там даже в космос полетел космический корабль Crew Dragon частной компании Илона Маска). В России цифра на порядок меньше, 1281 взлетно-посадочная полоса, и гражданских среди них всего 241. Хотя с таким показателем мы занимаем почетное пятое место в мире (на втором Бразилия, третье-четвертое делят Мексика и Канада), Российская газета пишет, что «с карты России исчезло более 1000 построенных в советское время аэродромов».

С вертолетными площадками все не так плохо. Благодаря использованию вертолетов в труднодоступных населенных пунктах Севера и Дальнего Востока, в нефте-газовых проектах, а также благодаря успешно реализуемой программе развития санитарной авиации, количество вертолетных площадок в России составляет на сегодня около 3 400 штук. На Чукотке, например, где из-за климата наземная техника порой неэффективна, они есть практически в каждом населенном пункте.

Винтокрылые друзья

Вертолеты уступают самолетам в скорости, более сложны в управлении, имеют высокий удельный расход топлива, и, как следствие, более высокую стоимость полета в пересчете на единицу массы груза или на пассажирокилометры. Но и достоинств у них не меньше. Главное – манёвренность. Вертикальный взлет, вертикальная посадка, зависание в воздухе и даже полет «задним ходом», возможность приземления на площадке размером в полтора диаметра винта, на неровную каменистую поверхность, лед, снег, песок. Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, транспортируя громоздкие грузы, а также использоваться в монтажных работах. Некоторые карликовые государства Европы: Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако и Ватикан, – в силу ограниченной площади, не имеют ни одного аэропорта, ограничиваясь в воздухе использованием вертолётов.

В современной жизни без вертолетов просто не обойтись. Как потушить пожар в городской высотке? Как доставить больного с сердечным приступом или пострадавшего в ДТП до больницы, минуя все пробки? Как найти человека, заблудившегося в лесу? Как провести наблюдение и аэрофотосъемку лесов или объектов городской инфраструктуры, когда требуются масштабные данные? В СМИ с большой регулярностью появляются истории о спасении человеческих жизней благодаря вертолетам в ситуации, когда многое решают минуты. А сколько любителей экстремально порыбачить весной со льдины вернулись домой только благодаря винтокрылому другу.

ГКУ «Московский авиационный центр», имеющий на балансе 10 вертолетов, за июль 2020 года спас жизни 39 людям. Существуют и волонтеры, которые работают спасателями на собственных вертолетах совершенно бескорыстно. В Подмосковье создан Поисково-спасательный отряд «Ангел», где 27 добровольцев на семи вертолетах за семь лет нашли 487 заблудившихся в лесу человек, из них 38 детей. 120 спасенных – на счету командира отряда Александра Михайлова.

В российской столице уже существуют сервисы аренды вертолета на основе почасовой оплаты, где использовать преимущества такого вида транспорта может любой желающий в своих целях, найти контакты можно по запросу в интернет-поисковиках.

Вертолетные площадки в Крыму и Москве

Мечты о полете вдохновляли человечество еще со времен великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи. В наше время для многих полеты стали обыденностью, нормой жизни, некоторые люди посещают аэропорты и совершают перелеты несколько раз в неделю. Но задумаемся, что такое вертолетная посадочная площадка для жителей отдаленных от больших городов населенных пунктов?

Во-первых, возможность оказания помощи больным, в том числе в экстренных случаях, во-вторых, возможность быстрого прибытия помощи при чрезвычайных ситуациях. Кроме того: регулярные рейсы – возможность оперативного перемещения в пределах района, области, перелеты в другие города и регионы; дополнительные возможности в работе МВД; бизнес-перелеты, катание с любованием местными красотами, воздушное такси, возможность опыления вредителей с воздуха химикатами, патрулирование, поиск людей, аэро-фотосъемка, парашютный спорт, научно-исследовательские полеты; перевозка грузов, в том числе негабаритных на буксире; реклама, показательные выступления.

Учитывая вышесказанное, создание каждой новой вертолетной площадки в России становится праздником. Кто подарит такой праздник: государство или успешный бизнес, – не важно. В любом случае человек становится ближе к мечте. Но для этого будет необходимо и соответствующее место, ровное, желательно на возвышенности, и определенные здания и сооружения, и выделенная радиочастота от Росавиации. А также специалисты, обслуживающие вертолетную посадочную площадку: диспетчера, техники, заправщики, кассиры, IT-сотрудники и управленцы. А главное, чья-то организующая воля, способная воплотить проект в жизнь.

Власти Крыма построят до конца 2020 года 20 вертолетных площадок, которые необходимы для нужд санавиации, в августе глава РК Сергей Аксенов подписал соответствующее распоряжение.

В Москве, около станции метро «Прокшино», также до конца года, построят вертолетную площадку для аэротакси. Москвичи получат возможность быстро добираться до пригородных аэропортов, кроме того, за три часа на аэротакси можно будет долететь до Санкт-Петербурга. В дальнейшем в Троицком округе Москвы запланировано строительство еще 50 вертодромов.

Тысячи людей смогут совершать личные, служебные поездки и экскурсии на вертолетах.

Вертолетные площадки в Екатериновке и в Кремле

Есть и более скромные, но от этого не менее значимые проекты. Так строительство вертолетной площадки запланировано в элитном коттеджном поселке Екатериновка, расположенном в Конаковском районе Тверской области, в 150 километрах от столицы. В целом это привлекательный инвестиционный проект, в котором будут воплощены многие смелые идеи.

Радиочастота от Росавиации уже получена, место расположения выбрано. В здании вертодрома будут располагаться диспетчерский пункт и комфортные зоны ожидания для пилотов и пассажиров. Для воздушных судов предусматриваются оснащенные современными инженерными системами теплые ангары, собственный топливно-заправочный комплекс и оборудованная системой «ночной старт» посадочная площадка. Вся территория будет благоустроена и будет охраняться, для автомобилей будет предусмотрена охраняемая парковка. Площадка сможет принимать вертолеты малого и среднего класса, способные перевозить до 15 человек пассажиров или до двух тонн груза, массой до 6 800 кг, с диаметром винта до 14 метров.

Такие проекты, вне зависимости от их масштаба, меняют мир. Доступность авиации магически сжимает время и сокращает расстояние. Из Екатериновки можно будет за 45 минут долететь до Москвы в Красногорск, за 2 часа 30 минут до Нижнего Новгорода или до Санкт-Петербурга, за 15 минут до Твери, за 1 час до Валдая и за 6 часов до Сочи. При желании можно будет совершить экскурсию до Звенигорода, Суздаля, Сергиева Посада, посмотреть ночную Москву или выбрать какой-то другой экскурсионный маршрут.

Напомним, что вертолетная площадка не так давно была построена и для президента РФ Владимира Путина в Тайницком саду Кремля. После ввода посадочной площадки в эксплуатацию президент получил возможность добираться в Кремль вертолетом из правительственного Внуково за 5-7 минут, не считая времени на взлет и посадку.

У российской вертолетной авиации большое будущее. Так часто бывает, когда за неприметностью и скромностью скрывается надежность и огромный объем выполняемых работ и функций. Даже президент это оценил.

Источник: КП “Екатериновка”