Россияне стали меньше участвовать в благотворительности. Почему это происходит?

Что случилось? 

Фонд «Нужна помощь» провёл онлайн-опрос россиян и узнал, что за пять лет с 2017 года по 2021-й доля тех, кто хотя бы раз в году участвует в любом формате благотворительности, снизилась на 11%. Об этом пишет «Коммерсант».

По данным фонда: 

  • За пять лет число жертвователей сократилось с 92% до 81%. Авторы учитывали любую помощь — от единоразовой уличной милостыни до перечисления фондам. 
  • В 2017 году профессиональным благотворительным организациям жертвовали 86% опрошенных, а в 2021-м — уже 75%.
  • Доля тех, кто использует «альтернативную благотворительность» (милостыня, передача денег напрямую) сократилась на 12% — с 80% до 68%. В частности, существенно уменьшилось число тех, кто подаёт милостыню, — с 75% в 2017 году до 59% в 2021 году. 

В фонде говорят, что размеры пожертвований значительно выросли по сравнению с 2020 годом (в 2017-м этого вопроса не было). В 2021 году общая среднегодовая сумма пожертвований выросла до 5,5 тысяч рублей от одного человека, а в 2020-м было 2,9 тысячи рублей. В Москве размер среднегодового пожертвования составил 11,3 тысячи рублей, а в 2020-м — 5,1 тысячи рублей. 

Доноры, как и пять лет назад, чаще всего помогают:

  • Детям (тяжелобольным, сиротам);
  • Бездомным животным;
  • Малоимущим;
  • Детским домам;
  • Домам престарелых.

Наиболее массовые способы благотворительности: 

  • Отправка СМС на короткий номер;
  • Пожертвование денег в ящики в общественных местах;
  • «Нефинансовая помощь». 

Эти практики с каждым годом теряют свою популярность. По данным исследования, растёт частота переводов через интернет — с 24,6% в 2017 году до 28,5% в 2021 году. 

Только для 13% опрошенных поддержка профессиональных «благотворителей» была ежемесячным событием, и только 3% из них подключены к автоматическим пожертвованиям.

Россияне стали больше доверять некоммерческим организациям. В 2021 году только 39% опрошенных сказали о недоверии к ним. Это на 10% меньше, чем в 2017 году.

В опросе приняли участие 1,2 тысячи человек в возрасте от 18 до 60 лет из городов-стотысячников. Фонд «Нужна помощь» провёл мониторинг совместно с компанией Tiburon Research, которая исследует интернет-аудиторию.

Почему это происходит? 

Основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов говорит, что у снижения доли россиян, участвующих в различных формах благотворительности, есть несколько причин:

  • Уровень жизни и благосостояния россиян не увеличивается, особенно за последние два года пандемии коронавируса; 
  • В России по-прежнему есть «кризис доверия посредникам» — людям не очень понятна система распределения денег и административных издержек в благотворительных организациях;
  • После многократных пожертвований некоторым людям начинает казаться, что они уже выполнили свой моральный долг, а значит можно больше не выделять пожертвования. 

По словам руководителя отдела исследований фонда «Нужна помощь» Елизаветы Язневич, основная причина снижения участия в благотворительности в том, что люди стали реже давать милостыню, бросать деньги в ящики-копилки и реже переводить средства через СМС-сообщения. Частота использования этих каналов падает быстрее, чем растут онлайн-пожертвования. Если смотреть на причины, которые не касаются изменений в инфраструктуре пожертвований, то самая главная — это отсутствие свободных денег у людей, говорит эксперт.