Одной из ключевых сессий Четвертого всероссийского форума семейного бизнеса стала сессия «Банки и семейный бизнес: вместе в будущее». Ее модератором выступила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, которая отметила, что за последние несколько лет финансовая сфера сделала качественный рынок в работе с предпринимателями. Если раньше на сайтах банков было трудно найти даже раздел, предназначенный для малого и среднего бизнеса, то теперь предпринимателям предлагаются  не только специализированные страницы, но и целый набор различных инструментов, поддержка менеджеров и консультантов. Речь идет о формировании сервисной среды для компаний малого и среднего бизнеса. 
        Анализ показывает, что большинство предпринимателей по-прежнему основным источником для старта и развития своего бизнеса видят кредитные средства. При этом многие до сих пор не осведомлены о всех возможностях, которые сейчас предлагает финансовая сфера для предпринимателей.  
        Директор Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ Инны Дадаян рассказала о стратегической «программе 1764», которая названа по номеру постановления федерального правительства об ее утверждении. Главная цель программы — увеличение доступности финансовой поддержки предпринимателей по льготным ставкам. Максимальная кредитная ставка здесь рассчитывается по формуле: ключевая ставка плюс 2,75%. В 2022 году партнерами программы стали уже 100 банков. Причем введено ограничение по максимальному размеру кредита по категориям заемщиков. Это позволило расширить участие в программе в первую очередь малому и микробизнесу. Структура кредитного портфеля «программы 1764» показывает это. На конец 2021 года более 50% его объема составили кредиты, выданные микропредприятиям, около 30% — малому бизнесу, 20% — среднему бизнесу. 
        Советник экономической службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Роман Марков в свою очередь указал, что помимо кредитов активно развиваются другие финансовые инструменты. Это краудфинансирование, лизинг, факторинг, инструменты фондового рынка. Значительную поддержку бизнесу оказывает система быстрых платежей (СБП). За 2021 год количество компаний, которые воспользовались оплатой товаров и услуг через СБП, увеличилось в пять раз, достигнув 160 тысяч. В нынешнем году, указывает Роман Марков, расширение системы продолжится — к ней будут подключаться все больше банков, прежде всего, региональных.
         При этом одной из ключевых тем на сессии стало развитие сервисной среды для предпринимателей в банковской сфере. Так, директор дивизиона «Малый и средний бизнес» Сбербанка Алексей Шашкин рассказал, что одна из главных задач для банка — быть рядом с предпринимателем, помогая ему решать различные насущные вопросы и задачи. Среди них — получение информации о вариантах льготной финансовой поддержки, формирование пакета документов для получения льготных кредитов. Актуален сервис по поиску сотрудников, новых клиентов, ведению документооборота, бухгалтерии, юридической поддержки и т.д. 
        В прошлом году, отметил Алексей Шашкин, предпринимателям были предложены новации — отраслевые решения для бизнеса. Это сервисные пакеты услуг для компаний, работающих в сфере аренды недвижимости и транспорта. В скором времени к ним присоединятся сервисы по оптовой и розничной торговле, ЖКХ. Большой интерес у предпринимателей вызвал сервис по работе с маркетплейсами, который был запущен в конце  2021 года. Он призван облегчить работу предпринимателей с торговыми площадками, в том числе предложить льготное финансирование проектов, нацеленных на взаимодействие с маркетплейсами.             
        Алексей Шашкин указал на одну из главных целей Сбербанка —  максимально освободить предпринимателей от рутины, чтобы у них было больше времени для общения с семьей, а также реализации новых проектов и продуктов, которые помогут дальше развивать свой бизнес.
        Руководитель развития кредитования малого бизнеса
банка «ДОМ.РФ» Елена Пигасова указала еще на один важный тренд в работе с предпринимателями. Пандемия коронавируса при всех проблемах показала, что у одного из ключевых проектов банка — бизнес-ипотеки — хорошее будущее. Проявился повышенный спрос на покупку коммерческой недвижимости на первых этажах жилых комплексов. Это как раз то место, где предприниматели и клиенты хорошо находят друг друга. По сути, можно говорить о формировании новой бизнес-среды.
        А директор департамента малого и среднего бизнеса СМП Банка Алексей Киселев отметил активное развитие инвестиционного финансирования. За ним в банк обращается все больше компаний. При этом продукт не простой: в нем, как правило, участвует сразу несколько компаний, много внимания приходится уделять структурированию сделки. Важный момент — это реализация инвестиционных проектов с помощью государственных программ поддержки, в том числе упомянутой «программы 1764». Она реально востребована, лимит по ней СМП банком в 2021 году был выбран уже в августе. И объем квоты, выделенный на 2022 год говорит о том, что средств программы явно будет не хватать. Иными словами — «программе 1764» срочно требуется дальнейшее расширение. 
        Подводя итоги сессии, Елена Дыбова еще раз подчеркнула, что семейный бизнес в России обладает высоким потенциалом роста. Ведь каждая семейная компания — это микросообщество, в полной мере нацеленное на устойчивое развитие своего бизнеса. Можно уверенно говорить, что  большая часть семейных компаний — это как раз базовые клиенты для финансовых институтов. К семейным предпринимателям стоит присмотреться, с ними нужно работать. И чем больше будет сервисных решений, программ поддержки, финансовых продуктов, тем больше будет точек взаимодействия с предпринимателями и возможностей для роста по-настоящему стратегического для страны семейного бизнеса.