В рамках процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативно правовых актов эксперты ТПП РФ рассмотрели проект приказа ФНС и ФСБ РФ «О порядке представления органами федеральной службы безопасности результатов оперативно-розыскной деятельности налоговым органам». Проект приказа и то, в чем именно он противоречит действующему российскому законодательству, комментирует эксперт Комитета по предпринимательству в сфере недвижимости Магнитогорской ТПП Юлия Слинкина.

В начале, проясним для себя каким образом, согласно российскому законодательству, используются результаты оперативно-розыскной деятельности?

Согласно Налоговому Кодексу РФ, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации и прочее.

Результаты оперативно – розыскной деятельности также могут служить основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание,  проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Данные могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с Налоговом Кодексом РФ налоговые, таможенные, следственные органы, органы внутренних дел и органы управления государственными внебюджетными фондами России, в определенном между ними порядке, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах, налоговых преступлениях,  принятых мерах по их пресечению, проводимых налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса,  федеральных законов,  а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Статья 11, Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности» гласит, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, в силу положений Налогового кодекса РФ, при осуществлении налогового контроля возможно использование информации, полученной по соглашению с органами внутренних дел, но предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий со стороны ФСБ РФ законом не предусмотрено.

На основании чего, положения рассматриваемого проекта приказа «О порядке представления органами федеральной службы безопасности результатов оперативно-розыскной деятельности налоговым органам» противоречат закону в части порядка сбора доказательств, что исключает их принятие в качестве допустимых доказательств.