Вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев: Конгрессно-выставочная деятельность. Как сохранить отрасль в условиях пандемии?

Материал выражает мнение автора, редакция может не разделять эту позицию

Конгрессно-выставочная отрасль, связанная непосредственно с коммуникациями людей, столкнувшись с пандемией коронавируса  (Covid-19), оказалась одной из наиболее уязвимых и пострадавших, так как только на проведение выставок и конгрессов влияют одновременно сразу все ограничения, связанные с закрытием границ, перевозками, запретом на проведение массовых мероприятий.

К тому же, в отличие от других массовых мероприятий, выставки и конгрессы привязаны к конкретным датам и локациям проведения. Перенос или отмена мероприятия имеют более долгосрочный отрицательный эффект воздействия на всю отрасль.

В феврале, когда стало известно о переносе Российского инвестиционного форума, который ежегодно проводится на площадке Главного Медиацентра в г. Сочи, сложно было представить, к каким тяжелым последствиям для отрасли может привести распространение каронавирусной инфекции. Решение о переносе ПМЭФ и Иннопрома лишь подтвердили самые худшие прогнозы.

Индустрия выставок и развлечений оказалась на грани разорения. В мире было отменено более 2 тыс. мероприятий, в том числе мероприятия в Европе, по которым были заключены контракты на 14 млрд долларов. Россия в этом объеме составляет примерно 5 %.

По предварительным оценкам отраслевого сообщества, ситуация с коронавирусом может привести к отмене или переносу в 2020 году в России более 300 выставок и конгрессов с общим количеством участников и посетителей не менее 3 млн человек. Это может нанести ущерб экономике конгрессно-выставочной отрасли в размере более 50 млрд рублей и привести к закрытию многих компаний – без работы могут остаться около 140 тыс. специалистов.

Понимая, что при подготовке и обеспечении проведения качественного крупномасштабного мероприятия необходимо задействовать специалистов в разных областях: это дизайнеры, выставочные застройщики, электромонтажники, работники общепита, охрана, логистические структуры, такси, гостиницы, не считая персонал, который работает непосредственно во время мероприятия, в том числе, переводчики и представители средств массовой информации, а также представители культурно-досугового сектора, за которую отвечает туротрасль, то можно понять масштаб бедствия. А зачастую, специалисты указанных сфер деятельности являются представителями МСП.

К слову сказать, эксперты конгрессно-выставочной отрасли – очень востребованный кадровый состав, т.к. подготовка специалистов в этой области осуществляется, как правило, на практической работе. Дело в том, что в настоящее время отсутствуют образовательные программы для ВУЗов, позволяющие выпускать специалистов конгрессно-выставочной отрасли.

Первые шаги по поддержке конгрессно-выставочной деятельности были предприняты совместно экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза выставок и ярмарок при поддержке Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», Российского союза промышленников и предпринимателей, Деловой России и других объединений, когда 16 марта 2020 года в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина было направлено обращение отраслевого сообщества с перечнем предложений по краткосрочным и долгосрочным мерам поддержки конгрессно-выставочной отрасли.

В частности, предлагаемые меры поддержки касались возмещения потерь по прекращенным государственным контрактам, предоставления временного льготного налогового режима, продления надзорных каникул до конца 2021 года и других.

Также конгрессно-выставочным сообществом был подготовлен Меморандум с просьбой о помощи, который подписали представители более 450 компаний. В документе они отметили значимость выставок и конгрессов. В Меморандуме говорится, что конгрессно-выставочные мероприятия приносят экономический эффект регионам, укрепляют экспертный потенциал, создают рабочие места в смежных отраслях, формируют имидж России в мировой деловой повестке.

На Заседании Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства 27 марта 2020 года деятельность по организации конференций и выставок (ОКВЭД 82.30) была отнесена к одной из наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции отраслей экономики.

А 2 апреля 2020 года состоялось заседание Правительства РФ, где было принято решение о выделении 2,6 млрд рублей бюджетных средств на выплату зарплат для поддержки и сохранения занятости в сфере авиаперевозок, туризма, общепита, физкультуры и спорта, дополнительного образования и бытовых услуг, а также выставочного бизнеса.

Кроме того, 3 апреля 2020 года в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, курирующего конгрессно-выставочную деятельность, было направлено коллективное обращение о необходимости адресной поддержки данной индустрии в России, как одной из наиболее пострадавших отраслей экономики. Участие в подготовке письма принимали эксперты ТПП РФ, РСВЯ, РСПП, Деловой России, Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», СРО «Союз выставочных застройщиков», Национальной ассоциации организаторов мероприятий и других представителей отраслевого бизнес-сообщества.

15 апреля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин в рамках совещания в режиме ВКС с членами Правительства поручил включить в программу поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики, в т.ч. конрессно-выставочной деятельности, прямую безвозмездную финансовую помощь со стороны государства. Эти средства предприятия смогут направить на решение самых неотложных задач – в т.ч. на выплату зарплат, сохранение уровня оплаты труда в апреле и мае. Объём поддержки для конкретной компании будет рассчитываться с учётом общей численности её работников по состоянию на 1 апреля т.г., исходя из суммы в 12 130 руб. на 1 сотрудника в месяц.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации во взаимодействии с экспертами профильного Комитета ТПП РФ, отраслевого бизнес-объединения продолжает работу по подготовке предложений в части, касающейся дальнейших мер поддержки конгрессно-выставочной отрасли.

Конгрессно-выставочная индустрия, являясь стратегически важной для страны в демонстрации ее технологического и экономического потенциала, а также в развитии международного и внешнеэкономического сотрудничества с другими странами, безусловно, требует адекватной реакции на возникающие глобальные вызовы.

В условиях ограничений на проведение мероприятий значительно возрастает роль цифровых инструментов. Текущая ситуация подталкивает к развитию различного рода он-лайн платформ и форматов. Многие компании уже широко используют существующую ИТ-инфраструктуру. Вместе с тем, эксперты конгрессно-выставочного сообщества высказывают общую точку зрения, что онлайн-форматы не смогут полноценно заменить традиционные мероприятия, ценность которых состоит в личном, в том числе, доверительном общении, исключительно важном для достижения максимального эффекта для всех участников.