На сайте Форума стратегов опубликован проект программы мероприятия.
  Заглавная тема 2022 года – Стратегии эпохи турбулентности.

Программа Форума построена с учетом интересов ключевой аудитории
(региональных и муниципальных специалистов по стратегическому планированию) вокруг
нескольких остроактуальных тем, связанных с особенностями разработки и
реализации стратегий в периоды быстро и резко меняющейся внешней среды. Геополитическая
напряженность, глобальные эпидемии, климатические изменения,
энергетический переход, изменения схем логистики, экономические санкции
– варианты учета подобных вызовов в содержании планов и в методах
планирования– эти и другие темы войдут в программу Форума и будут
представлены 31 октября-1ноября в Санкт-Петербурге.

Согласно представленному проекту, в программу Форума войдет свыше 30
мероприятий, разбитых на 5 тематических линий: «Стратегии трансформации
в период турбулентности», «Центр, регионы, муниципалитеты», «Прошлое и
будущее стратегического планирования в России», «Партнерства для
развития» и «Устойчивость в турбулентном мире». Планируется, что за два
дня на полях Форума состоится 19 круглых столов, 11 панельных дискуссий,
а также ряд мероприятий в формате конференций, стратегических сессий и
экспертных диалогов.

Организаторами запланировано проведение финала VIII конкурса
муниципальных стратегий (КМС–2022). Конкурс проводится в целях выявления
и распространения успешного опыта долговременного существования
эффективных муниципальных систем стратегического планирования, успешной
реализации крупных проектов, зафиксированных в стратегиях, а также
выявления новаций и эффективных решений социально-экономических задач на
муниципальном уровне. КМС-2022 приурочен к 25-летию стратегического
планирования в России.

Также в рамках Форума состоится Панельная дискуссия «Качество,
устойчивость, безопасность». Актуальные трансформации мировой
экономической системы оказывают значительное влияние на все сферы
развития Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном
уровне. На первое место выходят вопросы обеспечения национальной
безопасности и повышения качества жизни населения. Обеспечение
комплексной безопасности (включая геополитическую, социальную,
экономическую, экологическую, продовольственную и др.) является базовым
условием для устойчивого развития. Важную роль играет система
своевременного выявления и управления рисками, а также мониторинг,
направленный не просто на оценку достижения плановых значений
показателей, а на оценку реальных изменений качества жизни населения и
вклада ключевых факторов в достижение целей развития.

«Сегодня вопрос безопасности вышел на первый план. Причем безопасность
во всех аспектах – гуманитарная, стратегическая, технологическая.
Безопасное развитие – в наше время это главный признак устойчивости и
проявления качества жизни. Мы предлагаем по-новому взглянуть на ставшую
снова актуальной взаимосвязь понятий качества, устойчивости и
безопасности, в том числе затронуть вопросы стратегического
антикризисного управления в бизнесе, регионе и в публичной власти», —
сообщил Аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.

Еще одним из мероприятий станет Круглый стол «Трансформация межбюджетных
отношений в условиях санкций». Рост целевой финансовой помощи в общей
структуре межбюджетных трансферов ведет к снижению самостоятельности
регионов и в итоге к снижению эффективности управления. В условиях
санкций для обеспечения большей маневренности в принятии решений
целесообразно увеличение объемов нецелевой финансовой помощи, которую
регионы могут использовать исходя из тех задач и приоритетов, которые
они сами определяют, что является важным направлением развития
межбюджетных отношений.

«Доля нецелевой финансовой помощи в объеме межбюджетных трансфертов на
протяжении последних нескольких лет сокращается. Если в 2018 году доля
дотаций составляла 50,6 %, то в 2021 году — только 28,2 %. Согласно
сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 июля
2022 года доля дотаций в объеме межбюджетных трансфертов составила 27 %.
Это снижает самостоятельность региональных бюджетов в принятии решений о
возможных направлениях расходования средств. Однако в качестве
позитивного примера совершенствования межбюджетных трансфертов
отмечается введение с 2023 года «единой субсидии» как механизма,
направленного на повышение самостоятельности региональных бюджетов», —
прокомментировала Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.

Также в рамках Форума состоится Панельная дискуссия «Достижение ЦУР –
вектор развития регионов в новых условиях: ответственный подход ради
будущих поколений». Россия взяла на себя обязательства перейти к
углеродной нейтральности к 2060 году. В рамках этих обязательств
развивается система инструментов стимулирования частных инвестиций в
проекты, создающие положительные экологические и социальные эффекты,
включая в том числе налоговые льготы, субсидии и государственные
гарантии для предприятий и инвесторов. Важным направлением реализации
Повестки-2030 (ЦУР) и ESG-трансформации в России является продвижение
данной повестки на региональный и местный уровень. В последние 5 лет
регионы активно вовлекаются в различные инициативы в сфере устойчивого
развития. В рамках секции будут представлены лучшие примеры
ESG-трансформации российских регионов и городов, а также успешные
практики реализации Повестки-2030.

«Обеспечение устойчивого развития и прогресс в достижении ЦУР возможен
только с участием регионов. В текущем году Счетная палата проводит аудит
реализации ЦУР на уровне регионов. Мы уже видим, что многие регионы
активно включились в работу по достижению ЦУР, при этом расстановка
приоритетов у каждого региона особенная», — отметил Дмитрий Зайцев.

Еще одним из мероприятий станет Круглый стол «Региональные приоритеты в
условиях санкций». Переживаемые страной кризисные явления могут привести
к ухудшению социально-экономической ситуации в регионах, в том числе к
росту инфляции, снижению доходов и инвестиций, негативным изменениям на
рынке труда. В условиях неопределенности масштабов и продолжительности
экономических санкций требуется разработка дополнительных мер для
регионов по минимизации рисков, связанных с внешним давлением. При этом
основные акценты должны быть сделаны на ключевые риски, связанные с
неисполнением прогнозных показателей по поступлению доходов, стагнацией
регионального развития, логистическими и транспортными проблемами, а
также импортозамещением.

«По итогам I полугодия 2022 года риски санкционного давления на
Российскую Федерацию не оказали существенного влияния на состояние
региональных бюджетов. Напротив, наблюдался конъюнктурный рост доходов в
большинстве регионов страны, связанный с динамикой цен на мировых и
внутренних рынках. Благодаря активным действиям Правительства Российской
Федерации и бизнеса экономика получила определенное время на первичную
адаптацию к санкциям. Сейчас реализуются различные меры поддержки на
федеральном и региональном уровнях, в связи с чем нужно определить,
какие из них являются системными, а какие антикризисными. Также важно
обсудить возможности, возникающие в результате складывающейся ситуации,
и как регионам следует ими воспользоваться», — сообщила Наталья Трунова.

Организаторами круглых столов, дискуссий и семинаров выступят
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
Минэкономразвития России, Счетная палата РФ, Минтранс России, МИД
России, Центр стратегических разработок, АНО «Аналитический центр при
Правительстве Российской Федерации», Правительство Санкт-Петербурга,
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности
Ленинградской области, РАНХиГС, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Консорциум
Леонтьевский центр – AV Group, Общероссийский конгресс муниципальных
образований, Фонд «Сколково» и многие другие организации, ведомства и
экспертные институты.

Форум проводится ежегодно в Санкт-Петербурге с 2002 года и является
основной федеральной площадкой для обсуждения методов и механизмов
стратегического планирования, для конструктивных дискуссий по острым
вопросам реализации стратегических планов и комплексных проектов
развития городов и регионов Российской Федерации. В Форуме ежегодно
принимают участие порядка 1000 представителей органов власти
федерального, регионального и муниципального уровней, бизнеса, научного
сообщества, а также российские и зарубежные эксперты. С более подробной
информацией можно ознакомиться на сайте Форума.
Место проведения: г. Санкт-Петербург, отель «Park Inn by Radisson
Прибалтийская», ул. Кораблестроителей, д. 14.

Организаторы Форума: Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации, Министерство
экономического развития Российской Федерации, Правительство
Санкт-Петербурга, Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации, Фонд «Центр
стратегических разработок» и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

Генеральные партнеры Форума: ведущий строительный холдинг «Группа ЛСР»,
Платформа доступа к данным ИНИД.
Генеральные информационные партнеры: «Парламентская газета», журнал
«Регионы России», медиа-холдинг «ФедералПресс», издательский дом
«Гудок».
Информационные партнеры: журналы «Эксперт», «Местное право», «Окружающая
среда Санкт-Петербурга», «ЭкоГрад».
Тематический информационный партнер: журнал «Муниципалитет».
Научный журнал – партнер Форума: журнал «Региональная экономика. Юг
России».