Дмитрий Савельев: Сеть инженерных школ может стать одним из драйверов трансформации экономики России

В регионах России отобраны тридцать образовательных учреждений, на базе которых будут созданы Передовые инженерные школы. По мнению депутата Госдумы Дмитрия Савельева, закреплению молодых инженеров на предприятиях страны может способствовать программа по развитию технологических долин и особых зон внедренческого типа.

— Сеть инженерных школ позволит отечественной промышленности ежегодно получать десятки тысяч качественных специалистов, что может стать одним из драйверов трансформации экономики России. Инженерные школы сократят путь молодого инженера от теоретических знаний к практике, ведь образовательный процесс, напрямую связанный с производственными предприятиями, сделает обучение более гибким и сможет подстраивать его под определённые компетенции. 

Однако есть важная проблема, на которую государству необходимо обратить не меньшее внимание, чем на создание инженерных школ. По статистике, высокие зарплаты — далеко не единственный фактор при выборе места работы у молодежи. Молодым важны возможности для саморазвития, и для построения карьеры, и конечно, условия жизни, и этот фактор следует учитывать. Молодые люди задумываются о привлекательности того места, куда они поедут работать: найдётся ли там для них благоустроенное жильё? имеется ли детский сад и школа для детей? качественными ли будут дороги? 

Развитая социальная инфраструктура способна привлечь специалиста, а также закрепить его на новом месте. Иначе получится, как с некоторыми участниками программ «Земский доктор» и «Земский учитель», которые приезжают работать в село, но им предоставляют жильё, нуждающееся в ремонте, а на сто километров вокруг нет надёжной мобильной связи и интернета, учреждений культуры или спорта. В итоге молодые специалисты возвращаются в город, и село теряет их.

Необходимо комплексно развивать инфраструктуру, чтобы она соответствовала потребностям выпускников инженерных школ, предоставляя им возможности для комфортной жизни и самореализации. В качестве примера можно привести город Иннополис в Татарстане, который изначально строился как экосистема, где, кроме двух технопарков, есть всё необходимое для жизни: школа, детский сад, медицинский, спортивный, культурно-досуговый центры и IT-университет Иннополис, занявший 12-е место в списке лучших университетов. Таким же путём идут новосибирцы, начавшие строительство района инновационной и научно-образовательной деятельности «СмартСити», который будет включать в себя места для работы и жизни, образования детей и культурного досуга. Более того, властями Новосибирской области разработаны 17 программ по развитию наукоградов, технологических долин и особых зон внедренческого типа. Их массовое тиражирование на территории страны позволит создать условия для комфортного проживания и закрепления молодых выпускников инженерных школ.