21.01.15

Насколько боеспособна армия, в которой главнокомандующему подчинен только его штаб? А генералы, командующие армиями, дивизиями, бригадами  не назначены главнокомандующим, а избраны  солдатами и ему, главнокомандующему, в соответствии с  уставом этой армии, не подчинены? А генералам, в свою очередь, не подчинены командиры полков, батальонов  т,к. они тоже избраны теми же солдатами и тоже действуют в рамках упомянутого устава?  А им, по тем же причинам, так же не подчинены командиры рот, взводов?  Может иметь успех такая армия, в которой никто не кому не подчинен, но зато все избраны? Ответ очевиден: — нет, не может! Тогда почему существует такая уверенность, что система государственного управления, выстроенная по этой же схеме может привести к успеху? В системе, когда глава администрации поселения в силу избранности не подчинен главе района, а глава района не подчинен губернатору, а губернатор, по тем же причинам, не подчинен президенту можно выстроить эффективное взаимодействие между всеми уровнями власти? Думаю, что нет. 

В этой системе каждый уровень власти живет совершенно самостоятельно. Здесь губернатор не может «потребовать» от главы города, района, поселения он может только «просить». А если нечаянно и появится в документах в адрес муниципалитета грозное «обязать» или «поручить», то не замедлит появиться прокурорское предостережение о нарушении закона. В этой системе вообще невозможно обойтись без прокуратуры.

Прокуратура, фактически, вынужденно взяла на себя функции властного распорядителя и без неё не обойтись ни федеральной власти во взаимоотношениях с регионами, ни регионам во взаимоотношениях с муниципалитетами. Это ли функция прокуратуры?

Также выстроены и взаимоотношения с федеральными структурами. На территории каждого субъекта федерации самостоятельно осуществляют свою деятельность более тридцати федеральных структур. Руководители этих структур ни в коей мере не подотчетны губернаторам. Так кто же подотчетен губернатору на территории субъекта кроме собственной администрации? Ответ очевиден –  никто.  Отвечает ли за все происходящее на своей территории губернатор? Отвечает. А вообще, существует ли эта территория за которую отвечает губернатор, коль скоро, все земли (за исключением не разграниченных) принадлежат муниципалитетам? Получается, что губернатор может распорядиться только этими не разграниченными территориями и землей под объектами региональной собственности. Не велико хозяйство! В сухом остатке получается, что ни власть не употребить, не распорядиться, а отвечать и перед избравшим тебя народом и перед федеральным центром необходимо, да и просто хотелось бы дело делать, а не заниматься бесконечными согласованиями и написанием различных просьб.

Тотальная самостоятельность привела к колоссальному росту численности чиновничества на всех уровнях власти,  гигантским затратам бюджетных средств на содержание этого  аппарата. Вся эта гигантская махина  чтобы оправдать своё право на существование порождает только один продукт — бесконечный бумажный поток. Вся страна утонула в отчетах, заниматься делом некому и некогда. Отчет — это и есть «дело» в понимании этой системы!

Федеральный закон № 136 -ФЗ от 27мая 2014 определил первые шаги, направленные на усиление роли региональной власти, предоставив право на частичное перераспределение полномочий между различными уровнями власти в регионе, не меняя иерархии подчиненности. Представляется, что сбалансированность собственных доходов и конкретного объёма полномочий  позволит определить  ответственность каждого уровня власти за их качественное исполнение. В настоящее время полным объёмом полномочий наделены поселенческие муниципалитеты, но у них нет ни средств, ни   кадров для этого. Региональная власть теперь имеет возможность, перераспределяя полномочия, исходя из конкретных условий региона, создать оптимальные условия для их реализации. Уместно отметить, что необходимо и дальше продолжить работу по устранению неоднозначного толкования норм, содержащихся в федеральных законах, устанавливающих полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в различных областях и сферах деятельности.

Представляется, что губернатору должно быть предоставлено право влияния на формирование муниципальной власти на уровне «город-район», а главам районов и городов на формирование муниципальной власти на уровне поселения и района в городе.

Также представляется, что предоставление права губернатору согласования кандидатов на замещение должностей руководителей федеральных структур, осуществляющих свою деятельность на территории региона, повысит ответственность региональной власти за всё происходящее в регионе.