25.11.15

Проект Постановления инициативной группы по проведению референдума по капремонту рассмотрели сегодня на заседании окружного избиркома. Перед членами Комиссии  выступил общественник, возглавляющий инициативную группу Александр Лобов.

«Прежде всего, хотел бы поблагодарить Вас за приглашение и лично Андрея Евгеньевича! В отличие от руководителя Думы Ханты-Мансийского автономного округа, в лице Бориса Сергеевича Хохрякова (кстати, регионального руководителя “Единой России”), который не счёл нужным пригласить членов инициативной группы общественников родной Югры по проведению окружного референдума или её уполномоченного ни на заседание депутатских комитетов, на которых рассматривался вопрос о проведении окружного референдума, ни на заседание Думы автономного округа, где так же рассматривался этот вопрос, тем самым лишив представителей инициативной группы общественников возможности высказать своё мнение по вопросу проведения окружного референдума и быть услышанными глубокоуважаемыми депутатами окружного многопартийного парламента» – начал свое выступление общественник.

Общественник отметил, что Конституцией Российской Федерации закреплено то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. (Кстати, в холле третьего этажа Избиркома оформлен стенд с таким же лозунгом – вдержкой из Конституции РФ).

Далее выступающий напомнил, что еще 28 сентября 2015 года инициативной группой жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Избирательную комиссию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было направлено ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (окружного референдума) с формулировкой вопроса: «Согласны ли Вы установить минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сроком на 5 лет  в размере 1 рубль за 1 метр квадратный жилого/нежилого помещения». Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Избирательная комиссия ХМАО-Югры вынесла постановление от 08.10.2015 № 869 о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  Дума отказала в проведение референдума с такой постановкой вопроса.

На 48 заседании Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, состоявшемся 29 октября 2015 года, был рассмотрен вопрос о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на окружной референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.  По результатам рассмотрения данного вопроса было вынесено Постановление Думы ХМАО-Югры от 29.10.2015 № 1927, согласно которому вопрос, выносимый на референдум Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (окружной референдум признан не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Инициативная группа посчитала данное постановление не обоснованным, и нарушающим конституционное  право граждан на участие в референдуме.

Александр Лобов напомнил, что не все депутаты проголосовали против проведения общеокружного референдума: «Удивительно, но нас подержали депутаты от ЛДПР Евгений Владимирович Марков, Александр Анатольевич Крыгин и Виктор Богданович Сысун. Двое депутатов воздержались при голосовании, один депутат не голосовал».

Дума Югры отказала инициативной группе общественников так, как проведение референдума связано с бюджетными расходами. Но общественники считают, что предлагаемая постановка вопроса референдума не связана с изменением финансовых обязательств округа по следующим основаниям: во-первых, согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Следовательно, основным источников финансирования капитального ремонта является в том числе и фонд капитального ремонта, а не бюджет субъекта Российской Федерации. Кроме того, к другим источникам помимо бюджетных средств, Жилищный кодекс РФ относит кредитные и заемные средства; во-вторых, Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет собственникам помещений право устанавливать размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Это дает возможность собственникам многоквартирных домов, капитальный ремонт которых планируется осуществлять в ближайшие 3-5 лет установить более высокий разумный размер взноса на капитальный ремонт. В тоже время жители домов, ремонт которых планируется осуществлять через 10-15 лет могут уплачивать в течение 5 лет взнос в минимально установленном размере 1 рубль; в-третьих, статьей 8 Закона ХМАО – Югры от 01.07.2013 № 54-оз финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, югорскому оператору за счет средств бюджета автономного округа в порядке и на условиях, предусмотренных законами автономного округа. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что предоставление средств из бюджета округа на проведение капитального ремонта является правом, а не обязанностью округа, то есть не является обусловленной законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанностью публично-правового образования а, следовательно, не является  финансовым обязательством.

Члены Комиссии посоветовали обратиться инициативной группе в Прокуратуру, если общественники не согласны с решением регионального парламента. На что Александр Лобов ответил, что данное обращение с просьбой осуществить  проверку законности и обоснованности постановления Думы ХМАО-Югры от 29.10.22015 № 1927 «О вопросе, выносимом на референдум Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» уже направлено рядом депутатов Генеральному прокурору Российской Федерации: «В местную прокуратуру обращаться мы не стали, так как её представитель присутствовал на вышеупомянутом заседании Думы, молчал и, на мой взгляд, не вникал в обсуждаемый депутатами вопрос об окружном референдуме. Из этого можно сделать вывод, что  прокуратура округа не достаточно вникла в доводы окружного правительства, и парламента и слабо защищает права и свободы граждан согласно Конституции Российской Федерации».

 После обсуждения членами Избиркома данного вопроса повестки заседания было голосование и принято решение – отказать в регистрации инициативной группе по проведению референдума с такой постановкой вопроса: «Согласны ли Вы установить минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сроком на 5 лет  в размере 1 рубль за 1 метр квадратный жилого/нежилого помещения».

От лица общественников Александр Лобов поблагодарил Председателя Избиркома и его заместителя за приглашение на заседание и возможность выступить перед собравшимися. Особую благодарность выразил Анатолию Ермакову – члену окружного избиркома от партии ЛДПР, который поддержал общественников, и ЕДИНСТВЕННЫЙ проголосовал ПРОТИВ ОТКАЗА регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Аркадий Любимов