24.11.15

С 1 декабря в Новгородской области тариф на пригородные пассажирские перевозки вырастет на 40% , бюджетные дотации транспортным компаниям за выпадающие доходы уменьшится больше чем в два раза.


Проектрешения о повышении тарифа на пригородное сообщениебыл размещен на сайте комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области и взбудоражил, прежде всего, транспортные компании региона. Но и новгородцыв соцсетях стали задаваться  вопросом: если минэкономразвития ограничило росттарифы на 2016 год 6,4%,  почему в новгородском регионе  пригородный тариф должен вырасти больше чем в 6 раз?  В итоге тема пригородного сообщения стала предметом обсуждения  в пресс – клубе регионального отделения Союза журналистов России, где собрались представители десятка транспортных компаний и большинства СМИ региона.

 Как утверждают чиновники, тариф на перевозки пассажиров автотранспортом общего пользования не менялся 3 года и составляет 2,5 рубля за один пассажиро-километр. С 1 декабря тариф будет на 1 рубль дороже, с2,5 до3,5 рубля. На первый взгляд, 1 рубль,  сущий пустяк! Но в итоге поездка к дедушке в поселок Тесово- Нетыльский, например, что в 87 километрах от Великого Новгорода обойдется внуку в 304 рубля. Эта цена сопоставима со стоимостью проезда в Петербург, до которого180(!) километров пути. А если бабашке – старушке из деревни Морозово, к примеру, понадобится поехать в поликлинику, аптеку и т.д. районного  центра Боровичи, то за 129 километров она заплатит 451 рубль. И это будет на 81 рубль дороже, чем за поездку в Петербург. Эти примеры– реально показывают,во что жителям отнюдь не богатой новгородской глубинки  обойдется любая поездка внутри муниципалитете.

 Руководители транспортных компаний из Боровичей, Окуловки,  Валдая, Великого Новгорода, что называется, в один голос говорили, что они абсолютно не заинтересованы в  40% росте тарифа. «Что такое пригородные перевозки»?- задавались они вопросом и сами же давали ответ: «Это доставка  деревенских жителей в райцентры и обратно. А кто остался жить в деревнях – хорошо известно, люди и так едут по делам только в крайнем случае». Низкая платежеспособность жителей районов области, убеждены транспортники,предсказуемо обернется спадом пассажиропотока, а, значит, серьезно ухудшити без того очень зыбкоефинансовое положение компаний. Руководителей ПАТП так же очень беспокоит, люди уверенны, чтоперевозчики сами резко подняли тариф.  Сельские жители не станут разбираться в тонкостях финансирования пассажирских автопредприятий из регионального бюджета и кошелька пассажиров. А самая суть как раз в этом и состоит.

Владимир Петров, руководитель департамента транспорта и дорожного строительства Новгородской областиговорит, тарифы на пригородные перевозки не пересматривались больше 3 лет.  И все эти годы нагрузка регионального бюджета на поддержку  пассажирской транспортной отрасли оставалась неизменной- 221 миллион рублей. Именно такая сумма дотаций  на покрытие разницы между экономически обоснованным тарифом перевозчика и тарифом для населения, направлялась три последних года всем ПАТП области. В проекте бюджета 2016 года, сообщили руководители компаний, и подтвердил глава профильного департамента, объем дотаций резко снижен – до 90 миллионов рублей. « В то время, когда экономика страны, региона переживает сложные времена, бюджет не может кредитовать всех пассажиров, в том числе, весьма платежеспособных. Но обеспечить транспортную доступность даже при небольшом потоке людей и скромной выручке, региональная власть обязана»- говорил Владимир Петров.  ОднакоПетров признал, что резкий, 40% рост пригородного тарифа, конечно, ошибка. Поднимать его нужно было плавно, пока экономика не вошла в  кризисную полосу.

 Марина Солтаганова, председатель комитета по ценовой и тарифной политике области тоже соглашается, что не совсем правильно   держать мораторий на тариф 3 года, а потом  резко его поднять.И 40% рост, как объяснила Солтаганова,  рассчитан  простым математическим действием: такова итоговая инфляция с 2013 года по 2016( прогноз) включительно. Теперь комитету предстоит  разобраться с экономически обоснованными тарифами перевозчиков. По мнению руководителя комитета, пересматриваться тариф будет только для тех ПАТП, которые не уложат свои затраты в тариф для населения, то есть, в 3,5 рубля за километр. Признавая ошибочность резкого роста тарифа на пригородные перевозки, ни один из чиновников не решился сказать, что тариф  нужно сделать либеральнее.  Но тогда и в  проекте бюджета должна быть указана совсем иная цифра дотаций.

 Сами же перевозчики  солидарны во мнении, что 90 миллионов дотаций на все транспортные компании области хватит на покрытие затрат только до августа. Впрочем, руководители сомневаются, что вообще получат бюджетные дотации, ведь за  перевозки нынешнего года  региональный бюджет задолжал ПАТП области больше 75 миллионов рублей. Транспортники были вынуждены обратиться в Арбитражный суд, добиваясь оплаты за выполненную работу, суд выиграли, но денег  до сих пор так и не получили.И все призывы Владимира Петрова не паниковать и обещания погасить долг до конца года, не вдохновили представителей транспортных организаций, искавших площадку, на которой они могли бы рассказать жителям области о своем бедственном положении.

 « На моей памяти был прецедент,  когда тариф на перевозки вырос на 40%. На такую же величину упал и объем  перевозок,  и больше не вернулись к прежним цифрам. Уверен, при сегодняшней экономической ситуации нас ждут еще большие потери, а финансовое положение предприятия  движется к банкротству»- говорил директор Демянского ПАТП Сергей Андреев. «Все три года, что не менялись тарифы на пригородные перевозки, для нас они были убыточны. Да и раньше пригородные перевозки никогда не приносили прибыль. И так называемый экономически обоснованный тариф нашей организации не поднимали несколько лет, призывая затянуть пояса. Вот так мы раньше медленно вымирали под началом муниципалитетов, а с нынешнего года быстро вымираем с правительством Новгородской области»-  эмоционально говорил руководитель Окуловского ПАПТ Сергей Филиппов. Вторил ему Константин Зайцев, директор одного из самых крупных транспортных предприятий области – Боровичского ПАТП:  « Нам постоянно твердят, перевозки- это бизнес, зарабатывайте сами! На ком, на пенсионерах, стариках и старухах? Нашему предприятию из года в год отказывают в повышении экономически обоснованного тарифа, хотя всем хорошо известно –  цена топлива, запасных частей, колес, растет очень ощутимо. Вот так и  оказалось наше предприятие на грани банкротства. И я прошу всех, кого можно, помогите»! «Осенью 2014 года все транспортные компании области получили серьезный удар от поставщиков- на 40% поднялась стоимость отечественных автобусов. И вот теперь амортизации занимает львиную долю всех затраты. Мы не просим лишнего – наши экономически обоснованные тарифы самые низкие среди соседних регионов. И если мы не получим поддержки, начнется череда банкротств, то ведь и бюджет области понесет потери в 160 миллионов рублей, что перечисляют транспортные пассажирские компании ежегодно»- сказал Евгений Карпов, директор МУПАТ-1, руководитель регионального автотранспортного Союза.

  Следующий год обещает транспортным компаниям новации, которые, возможно,  помогут расставить все по своим местам. С 1 января вступает в силу ФЗN 220 « Об организации регулярных перевозок пассажиров и  багажа автотранспортными предприятиями и городским наземным транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Правда, закон, как сообщил руководитель департамента  Владимир Петров, будет внедряться в жизнь постепенно, в течение 5 лет и он вводит понятия «регулируемые» и «нерегулируемые» перевозки. То есть,  этот закон начинает движение к адресной социальной поддержке малообеспеченных людей, пользующихся общественным пассажирским транспортом. Минтранс РФ пока еще не выработал ведомственные документы для продвижения закона, но в регионе мониторинг пассажирских маршрутов для определения самых востребованных и загруженных, а так же выявления полупустых прогонов транспорта, уже начался. Понятно, рассказывал руководитель департамента, что загруженные маршруты будут отнесены к «нерегулируемым», то есть, бюджетная поддержка им оказываться не будет, но договоры на обслуживание жителей области власть с перевозчиками, конечно, заключит. А  «нерегулируемые» будут дотироваться из бюджета.

 Грядущий год транспортным компаниям предстоит многое пережить: и нарастающую конкуренцию частных перевозчиков, и натиск  перевозчиков-нелегалов, все активнее предлагающих  через соцсети услуги по бросовым ценам, поскольку налоги их не волнуют, и рывок тарифа, и скудные бюджетные дотации. Вот только удастсявсем ПАТП пережить этот сложный год, если  их руководители уже сегодня заговорили о возможном банкротстве?

 Ольга Колотнеча для