19/11/15

В Великом Новгороде сложилась патовая ситуация с обращением твердых бытовых отходов: первая очередь полигона закрыта контролирующими органами с 26 октября, проект второй – еще в работе, соседние муниципалитеты отказались принимать «столичный» мусор. Развязать гордиев узел губернатор Сергей Митин поручил группе специалистов. Им предстоит разработать программу действий на 18 месяцев- до окончания строительства второй очереди полигона.

 «Мусорная» тема актуальная для очень многих и российских, и европейских городов. Существует даже список самых «грязных» городов мира, где мусору удалось подставить грубую подножку ( гамбит – подножка  в переводе с итальянского),репутации вполне цивилизованных, популярных у туристов мегаполисов. Есть в этом перечне и российские города. К счастью областной столицы новгородского региона нет, хотя репутации города, называющего себя  Родиной России, мусор, несомненно, коварную подножку подставил.

Остроту ситуации с отходами вполне характеризует тот факт, что специально для обсуждения темы обращения с ТБО и поиску срочных мер только за последние пару недель собирали внеплановое заседание региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС),и внеочередное заседание правительства Новгородской области. Здесь обсуждались те проблемы, которыми давно и последовательно была обязана  муниципальная власть, загнавшая ситуацию с мусором в тупик. Проблемой ТБО Великого Новгорода занимается прокуратура и другие надзорные органы. И все потому, что полигон 1986 года постройки, находящийся в 17 км от областного центра, исчерпал свой ресурсеще в 2012 году. Но по требованию  Росприроднадзора  вывозить сюда отходы перестали с 26 октября.

 Прокуратура еще в  ноябре 2013 года вынесла решение, обязывающее муниципальную власть решить проблему ТБО, то есть, построить вторую очередь полигона до августа нынешнего года. Конечно, этого не случилось, что  констатировал губернатор Сергей Митин на внеочередном заседании правительства. И итогом  детального и весьма эмоционального обсуждения мусорной темы как раз и стало решение о создании спецгруппы из профильных специалистов, коим предстоит решить непростую задачу- как  областной столице выбраться из мусорного лабиринта?

 Стоит сказать, тема обращения с твердыми бытовыми отходами  весьма специфична, требует особых знаний. Мнения  же экспертов, оценивавших эксплуатационные возможности первой очереди полигона ТБО, весьма разноречивы. И от точек зрения прокуратуры и Росприроднадзора отличаются радикально. Два надзорных ведомства категорически заявили: первая очередь полигона исчерпала свои возможности в 2012 году. Эксперты «Новгородинжпроекта»,проводившие оценку состояния полигона в ноябре 2014 года, утверждали обратное: мощности полигона загружены на 82%. Возможности дальнейшей эксплуатации полигона подтвердили еще две компетентные организации- Российский научно- исследовательский и проектный институт урбанистики и компания «Первое экспертное бюро», сделав вывод, что полигон можно эксплуатировать до конца 2017 года. Ну, и как  тут разобраться в этом экологическом хаосе?

Чтобы не погрузить 220 тысячный  Великий Новгород, где  работают около 150 крупных и средних предприятий и более 1000 компаний малого и среднего бизнеса в мусорный коллапс, муниципалитет еще в августе подписал соглашение с соседними районами о временном приеме городских отходов. Говорят, ничто так постоянно, как временное решение. В нашей истории эта аксиома дала сбой. Депутаты районной думы устроили выволочку главе Маловишеского района за то, что он подписал договор о приеме на свой муниципальный полигон  ТБО из Великого Новгорода, разумеется, за нормальную оплату услуги.  Депутаты  посмотрели на ситуацию с другой стороны: наш маленький полигон захлебнется под потоком новгородских отходов, что потом сами будем делать?  Так же рассудили депутаты и другого района- Шимского.

Час Х для Великого Новгорода наступит 23 ноября- соседние полигоны, несмотря на договоры, подписанные до 2017 года, прекращают прием отходов из областного центра. Что же делать коммунальным службам города 24 ноября?

 Все предложения мэра Юрия Бобрышева – возить ТБО в Гатчину Ленобласти, выделить место для площадки временного хранения ТБО, стоить вторую очередь полигона поэтапно и быстро вводить,- члены правительства и специалисты надзорных служб отвергали с потоком критики, как неверно поданный мяч в  судьбоносном матче.  Так, что специальной комиссии, действительно, предстоит найти Соломоново решение.

 Не так проста ситуация  и со второй очередью полигона стоимостью 1, 2 миллиарда рублей, проект которого проходит экологическую экспертизу. А предстоит еще и государственная экспертиза, и процедура лицензирования, и регистрации в государственном реестре. Все эти процедуры, говорили специалисты, занимают уйму времени. А новый срок пуска второй очереди – через 18 месяцев,- уже обозначен. Он так же реален, как и прокурорский дедлайн? К слову, проектом второй очереди власти Великого Новгорода озаботились еще в 2005 году. «Но пока готовился  документ, радикально изменилось законодательство,-  говорил Юрий Бобрышев,- проект не прошел экологическую экспертизу, правда, и платить за него  мэрии не пришлось».

 Серьезные  законодательные перемены с начала 2016 года вводит в сфере обращения ТКО( твердые коммунальные отходы- так  будет именоваться мусор), ФЗN 458, дополняющий нормы ФЗ№ 89 ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами. Программа должна включать целевые показатели обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), перечень мероприятий по обращению с отходами, информацию о финансировании данных мероприятий. Мероприятия должны стимулировать строительство объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов,софинансирование строительства объектов. Перечень региональных мероприятий будет учитываться при формировании государственных программ. Он обязательно согласуется с Росприронадзором и публикуется в сети Интернет.

Иными словами, не за горами тот день, когда проблемы полигонов, и Великого Новгорода в том числе, будут отнесены к компетенции региональной власти, то есть, правительства Новгородской области. Однако на  внеочередном заседании правительства  Владимир Королев, руководитель департамента природных ресурсов и экологии утвердительно сказал, что никаких перемен на территории региона законодательство, регулирующее обращение с отходами не претерпит.

 «Обращение с ТБО остается в компетенции муниципалитетов»,- подтвердил слова главного эколога губернатор Сергей Митин, добавив, что правительство, как это и раньше было, будет оказывать муниципалитетам всяческую помощь в решении проблем с мусором. Губернатор так же убежден, что в строительстве второй очереди новгородского полигона не требуется бюджетного участия, то есть, софинансирования. Что этот бизнес интересен сам по себе, желающие строить, эксплуатировать такой стабильный объект обязательно найдутся. Помощь же власти может оказываться только в рамках государственно- частного партнерства.

 Только время покажет, удастся ли спецгруппе, что будет создана решением правительства региона, справиться с мусорным гамбитом, и удастся ли  сохранить за муниципалитетами мусорный вопрос в следующем году, как намерено это сделать правительство Новгородской области.

 Ольга Колотнеча для