08/10/15

Компанию «Мойсбургер-Новтрак» со 100% немецким капиталом ставят перед выбором: инвестировать в развитие производства или, по требованию властей, направить деньги на ремонт объекта ГО и ЧС, которым владел прежний собственник

Немецкая компания Meusburger Fahrzeugbau GmbH, по оценке экспертов, является единственной европейской компанией, имеющей производство эксклюзивной прицепной тяжеловозной техники в России. В экономику нашей страны она влилась в 2009 году, выкупив предприятие, находившееся на грани банкротства, у другой немецкой фирмы – «Зоммер», открывшей в 1993 году одну из первых иностранных компаний в Великом Новгороде. Новый немецкий собственник, сохранив профиль и имя «Новтрак», узнаваемое заказчиками, стал поднимать, развивать производство, наращивать объемы и экспортный сегмент. Спустя всего несколько лет «Мойсбургер-Новтрак» выпускает инновационные продукты и уверенно входит в десятку лучших компаний, изготавливающих прицепную технику в России. Сейчас, несмотря на геополитическую и экономическую турбулентность, переживаемую Россией, немецкие промышленники верстают финансово емкие инвестиционные проекты. Вот при таком экономическом сценарии четыре года назад вдруг обнаружился скелет в шкафу, вовлекший «Новтрак» в состояние перманентного прессинга со стороны властей и затяжных судебных тяжб. Под угрозу поставлены планы расширения производства, создания новых высокотехнологичных рабочих мест. Теперь обо всем по порядку.

Ушли от конкурентов в свою рыночную нишу

– Прежде чем говорить о проблеме, что дамокловым мечом висит над компанией несколько лет и обсуждается в Германии на каждом собрании акционеров, не понимающих, как такое возможно: иностранную компанию обязывают содержать объект ГО России, я все-таки хотел бы рассказать о своем производстве, – говорит генеральный директор компании «Мойсбургер-Новтрак» Рудольф Мердиан. – Судьба ЗАО «Новтрак» после 16 лет работы в России могла бы сложиться иначе, если бы предприятие не оказалось в руках компании Meusburger, одного из ведущих немецких производителей специализированной прицепной техники, выпускаемой на заводах Германии, Чехии, Швейцарии. Выкупив у компании «Зоммер» гибнущее производство, новый собственник навел на нем порядок, передал сюда свои ноу-хау, передовые технологии, оборудование, подобрал профессиональный топ-менеджмент и рабочий персонал, – рассказывает генеральный директор Рудольф Мердиан. – Отвечая на вызовы рынка, с 2010 года мы изменили стратегию развития компании, выбрав для своего производства нишу сложной, эксклюзивной техники, не имеющей аналогов в России и в Западной Европе. И если «Зоммер-Новтрак» на время сделки по покупке бизнеса с трудом выпускал 5–6 прицепов в месяц, то теперь предприятие ежемесячно отправляет заказчикам 50–60 всевозможных моделей прицепной техники.

– С новым собственником, – продолжает г-н Мердиан, – «Новтрак» последовательно решал задачу: оторваться от конкурентов и найти свою эксклюзивную рыночную нишу. А конкурентами «Новтрака» являются такие известные европейские компании, как Schmitz, Kögel, Faymonville, Grunwald, Krone. Хорошо зная европейский рынок прицепной техники и изучив российский, предприятие 80% своих объемов производства вывело из сегмента серийных магистральных прицепов, сосредоточив силы на спецтехнике: тралах – тяжеловозах для перевозки газового и нефтедобывающего оборудования; прицепах для строительной, дорожной, лесодобывающей отраслей и полуприцепах, облегченных алюминиевыми конструкциями, так называемых «промтоварников».

– Наше большое преимущество в том, – делится г-н Мердиан, – что мы выпускаем на рынок такой продукт, который не делают наши европейские конкуренты. А поддерживается это преимущество собственным новаторским конструкторским бюро, где трудятся 7 недавних выпускников новгородского университета, а главному конструктору всего 32 года. «Новтрак» делает технику такой сложности, от которой отказываются другие производители прицепов. Мы научились на стадии проектирования адаптировать технику под задачи заказчика. Например, для Газпрома наши конструкторы разрабатывали совершенно новую модель прицепа, начиная с подбора специальной стали, способной выдерживать резкие (до минус 70) перепады температур, и до осей, надежно работающих при нагрузке в 60 тонн – так конструкторы учли все просьбы и пожелания заказчика. Мы адаптировали возможности трала ко всем условиям, заявленным бизнесом, что оказалось привлекательным для Газпрома, разместившего в Новгороде заказ на 15 специализированных прицепов. Для нашей компании это очень серьезный и, не скрою, статусный заказ. Не менее известная российская компания алмазодобывающей отрасли – АК «Алроса» – заказала в Великом Новгороде 10 самосвальных полуприцепов для разгрузки руды с алмазных месторождений на любую из трех сторон прицепа.

– Российские и европейские компании заинтересовал наш новый инновационный продукт – нестандартный, облегченный магистральный 16- (при стандартной длине 13,5 метров) метровый полуприцеп из наборных алюминиевых профилей для перевозки легких промтоваров. Идея создания «промтоварника» родилась в «Новтраке» и воплощалась со слоганом «Большой стране – большие прицепы». «Промтоварники» под индивидуальный заказ уже изготовлены для южнокорейской компании LG. Купила 10 полуприцепов и крупная петербургская транспортная компания «Миларин», занимающаяся, в том числе, и оптовыми поставками обуви. Объемные заказы размещает у нас транспортная компания «Делко» из Набережных Челнов, начались переговоры с крупным российским перевозчиком – «Деловыми линиями». Эти примеры убеждают: перевозчики давно искали полуприцепы, на которых можно возить больше товара, а не воздуха. Если в прежние образцы полуприцепов загружали 80–90 кубометров, то наш – 120 , и при этом не превышается максимально допустимая масса транспортного средства, поскольку полуприцеп облегчен алюминиевыми конструкциями. Замечу, облегченные полуприцепы 16,5 метров длиной с алюминиевой надстройкой в Европе и России выпускает только «Новтрак».

 

Несмотря на вызовы, строить и развивать

К рассказу г-на Мердиана стоит добавить, что «Новтрак» второй раз проходит штормовую полосу финансового кризиса. Более того, геополитика, не скрывает генеральный директор, «догнала» и их прицепную технику. С «пляшущим» курсом рубля ситуация стала непредсказуемой ни для компании, закупающей  95% импортных комплектующих, ни для заказчиков, приобретающих технику. Это самое больное и уязвимое место в работе «Новтрак» сегодня и, очевидно, в обозримом будущем. Аукнулись и европейские санкции: польский поставщик алюминиевых профилей затребовал 100% предоплату, хотя прежде расчеты шли по факту поставки товара. Угроза срыва выпуска «промтоварника» (этого «Новтрак» себе позволить не может) мотивировала компанию к поиску альтернативного поставщика.

Как говорит г-н Мердиан, в начале нынешнего года компания испытывала сложности с заказами: опасаясь резких скачков евро, ожидая малейшей стабильности, перевозчики откладывали покупки. Но к « пляшущему курсу», как и выросшей по той же причине стоимости товара «Новтрак», заказчики потихоньку приспособились. Портфель заказов немецкой компании, работающей на новгородской земле, полон «под завязку», – с удовлетворением замечает г-н Мердиан. Более того, сформирован пакет заказов на январь-февраль 2016 года, перевозчики готовы ждать надежную технику, способную работать в самых экстремальных условиях.

Экономика компании, несмотря на очевидные риски (контракт с заказчиком подписывается в евро по курсу ЦБ РФ на день оформления документов, но каким он станет через пару месяцев, когда заказ будет готов, даже Набиуллина не скажет), из-за которых «Новтрак» иногда проигрывает, демонстрирует рост. Если растет экономика компании, увеличивается и ее вклад в бюджеты Великого Новгорода и Новгородской области. Красноречивее слов об этом говорят цифры.

– Необходимость наращивания производственных площадей, – говорит Рудольф Мердиан, – очевидна для акционеров «Новтрак». Поэтому и принято решение направить прибыль компании не на дивиденды, а на строительство. Это будет современный цех по выпуску рам по принципу замкнутого цикла. В новом цехе будет создано 60 новых высокотехнологичных рабочих мест. Запуск рамного производства позволит через 1–2 года нарастить обороты «российской дочки» немецкой компании до 24–25 миллионов евро в год, если, конечно, спрос на товар «Новтрак» на российском и европейском рынках будет таким же стабильным, как сейчас. Проект цеха уже готов, место для него подобрано. Весной компания планирует развернуть стройку полным ходом. Если… тяжба с МЧС РФ и департаментом имущественных отношений и закупок Новгородской области, сковывающая развитие предприятия, наконец, прекратится.

 

Убежище раздора


Теперь попробуем разобраться с проблемой, что дамокловым мечом висит над компанией последние несколько лет. Для Елены Кяро, начальника юридического отдела «Новтрак», она стала доминантой в работе. Заседания в судах разного уровня, переписка и общение с государственными структурами, ведающими объектом ГО, занимают уйму времени, так что юристам компании пришлось сжиться с проблемой.

– Немецкая компания «Зоммер», – рассказывает Елена, – в 1993 году приобрела в Великом Новгороде обанкротившееся автотранспортное предприятие (как и любая транспортная компания, имевшая мобилизационное задание), на территории которого и находилось убежище ГО 1986 года постройки. Соглашение об обременении она подписала в 1995 году. В документе уже тогда отмечалось, что убежище находится в непригодном состоянии: затоплено грунтовыми водами, жизнеобеспечивающая инфраструктура – в нерабочем состоянии. До 2006 года об убежище никто не вспоминал, документ пылился в архиве. Изменения в российском законодательстве поставили «Зоммер» перед выбором: арендовать или выкупить земельный участок? Власти Новгородской области, в частности КУГИ, куда и обратилась компания, приняли решение внести изменения в кадастровый план участка. Так земельный участок, на котором расположено убежище ГО, и был выведен за пределы площадки, выкупаемой компанией в собственность. Очевидно, областная власть приняла именно такое решение в 2006 году потому, что компания «Новтрак» не имела и до сих пор НЕ ИМЕЕТ мобилизационного задания.

– До 2011 года об убежище, – продолжает Елена Кяро, – никто и никогда не вспоминал. Но в 2011 году на ЗАО «Новтрак» с плановой проверкой пришли специалисты ГУ МЧС по Новгородской области. Не внемля никаким аргументам и документам, госструктура вынесла предписание: восстановить убежище ГО за счет компании. По предварительным данным, стоимость восстановительных работ на тот момент превышала 25 миллионов рублей в ценах 2013 года! Возместить затраты руководство департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области порекомендовало, отнеся их на себестоимость прицепной техники… Акционеров это предложение шокировало – фактически немецкому бизнесу предложили перенести стоимость бомбоубежища на себестоимость производимой прицепной техники, что впоследствии, естественно, негативно отразится на конкурентоспособности предприятия!


– С этого времени и начался марафон споров, судов, официальной переписки. «Новтрак» начинает оспаривать обременение компании объектом ГО и ЧС в судах, дойдя до Высшего Арбитражного Суда РФ, но везде ее исковые требования отклонялись. Тогда компания инициировала процесс снятия убежища с учета как не пригодного к эксплуатации, настояла на создании межведомственной комиссии. Специальным распоряжением правительства Новгородской области от 18.07.2013 года N58рз была создана комиссия из специалистов, способных оценить реальное состояние объекта ГО и ЧС. Комиссия констатировала: убежище изношено на 90%. Техническое состояние строительных конструкций и несущего покрытия оцениваются как недопустимые. Да и укрыть в нем население невозможно – в радиусе километра нет никакого жилья, а сотрудникам «Новтрак» предписана эвакуация в соседний населенный пункт. Итоговый вывод областной комиссии: помещение ГО не пригодно для использования по прямому назначению и требует исключения из реестра защитных сооружений гражданской обороны МЧС РФ.


– С выводами областной комиссии, продолжая добиваться списания убежища, мы обратились в ГУ МЧС РФ по СЗФО, – рассказывает Елена. – К акту новгородской комиссии подкрепили подробнейшее техническое заключение о состоянии защитного сооружения, выполненное лицензированным экспертом из Петербурга. Кропотливый труд дал результат – руководство ГУ МЧС по СЗФО согласилось с доводами о целесообразности списания убежища, построенного на затапливаемом земельном участке почти 30 лет назад. Следующей инстанцией стала федеральная структура – МЧС России. В конце 2014 года полный пакет документов был направлен в соответствующий департамент МЧС РФ. В мае 2015 года федеральное ведомство запросило дополнительную информацию. Она была незамедлительно предоставлена. С тех пор все попытки выяснить, на каком этапе находится решение проблемы, завершались неудачей: на мои звонки отвечали, что эксперты перегружены, что людей в департаменте не хватает. Вроде бы благо состояло в том, что в 2014 году ГУ МЧС по Новгородской области отложило на год свои требования по исполнению предписания о восстановления убежища. Однако этот срок истекает в октябре 2015 года. А решения все нет.

 

Казна ждать не может?

К словам начальника юридического отдела Елены Кяро следует добавить: затишье на судебном ристалище необъяснимым образом возбудило департамент имущественных отношений и госзакупок Новгородской области. Департамент обратился с иском в арбитражный суд о взыскании с компании «Новтрак» 558,5 тысячи рублей «неосновательного обогащения», говоря юридическим языком. Здесь речь идет о взыскании арендной платы за землю. Все это можно было воспринимать как бред и абсурд, ведь речь идет о земельном участке в 3304 кв.метра, где находится не пригодное для использования защитное сооружение ГО. Вспомним, в 2006 году этот кусок земли ушел из кадастрового плана земельного участка, выкупленного прежним собственником «Новтрак». Ан нет! Суд первой и апелляционной инстанции (14-й арбитражный апелляционный суд в Вологде) принимает сторону истца. Правда, в ходе судебного разбирательства сумма незаконного обогащения ( с IV квартала 2010 года и по II квартал 2014 года) уменьшилась до 399,1 тысячи рублей и соответственно проценты – до 11,1 тысячи рублей. Но аппетит, известно, приходит во время еды, и в «Новтрак» не исключают следующего иска департамента по середину 2015 года…ведь уже пришло соответствующее требование о перечислении денежных средств.

Подробно изложенная ситуация с российско-немецкой компанией «Мойсбургер-Новтрак» – убедительная иллюстрация того, что, вопреки государственному декларированию улучшения инвестиционной привлекательности, всяческой поддержки бизнеса, шестеренки государственной машины движутся разнонаправленно.

 

Ольга Колотнеча