Новгородский государственный музей – заповедник открыл в Валдайском филиале единственный в России, входящий в тройку лучших мировых по ценности коллекции, музейный колокольный центр

Валдай  притягивает к себе не только живописнейшей природой, чистейшими озерами, но и многочисленными легендами и сказами, толкующими имя города и некогда процветавшему в этих краях колокольному промысел.  Говорят, мастеровой красавец кузнец Валда – крестный отец города, дал ему свое имя.  Есть и другая легенда: название города пошло от  финно-угорских племен, от их словосочетания  «живая вода». Так или иначе, но в письменные источники Валдай попал в  XV веке, и скоро будет праздновать солидную дату. А история города так же тесно, как с водой, связана и с колокольчиками. Конечно, и тут без легенды не обошлось.

Размах колокольного дела в Валдае сказание связывает с падением вечевого колокол, что увозили в белокаменную Москву из Новгородской вечевой республики после  расправы над ней грозным московским царем  Иваном III. На горках – пригорках – таков валдайский тракт,  колокол  упал с воза, разбился, рассыпавшись на множество звонких колокольчиков. У красивой легенды есть экономический фундамент: первая в России, мощенная камнем дорога из Москвы в Петербург проходила через Валдай. По ней денно и нощно шли обозы, повозки,  птицами летели тройки. На таком бойком месте, как не развернуться мастеровым людям- кузнецам, трактирщикам, хозяевам постоялых дворов? Они давали странствующим людям кров и хлеб, помогали чинить обозы, телеги. В ту пору в Валдае было больше полусотни кузнечных мастерских – работы хватало всем. В них же и зародился валдайский колокольный промысел, благополучно существовавший до начала тридцатых годов прошлого столетия.

  Разве могли краеведы и историки пройти мимо валдайских традиций и исконных промыслов? Так через полвека, накануне Московской олимпиады 1980 года, участники  и гости которой ехали в столицу все по тому же старинному, тракту, в Валдайском филиале Новгородского музея – заповедника открыли музей колокольчиков. С того времени в музее преданно служит, зная все и даже больше о колоколах, старший научный сотрудник, истинная фанатка своего дела, бесконечно преданный ему человек, Надежда Яковлева.  О колоколах, связанных с ними событиях, легендах, Надежда Петровна рассказывает так, что гости просто заслушиваются, замирают в тишине залов, где звучит только ее голос и тихий малиновый звон колокольчиков. Музей очень любят и валдайцы, и  многочисленные гости города, он стал самым посещаемым местом города: до 50 тысяч туристов здесь останавливаются на день- другой ежегодно и до полумиллиона, тех, что бывают тут транзитом,  путешествуя  между Москвой и Петербургом.

 Но и жизнь, и музейное дело, как известно, не стоят на месте. Да и в стенах красивейшей, конца 18 века постройки церкви Екатерины в форме ротонды, не удавалось выставить все артефакты и реализовать все идеи. Так к 2000 году вполне себе сформировалась идея создать музейный колокольный центр. К счастью, так сложились на небе звезды, что проект Новгородского музея стараниями его руководителей, умеющими аргументировать свои предложения, поддержало Министерство культуры РФ. Финансирование масштабных реставрационных работ в здании бывшего реального училища постройки начала XX века и  работ по созданию экспозиции велись за счет кредитной линии Всемирного банка реконструкции и развития, а так же и собственных средств музея.  В итоге в  музейный колокольный центр вложено 19 миллионов рублей.  На воплощение идеи ушли долгих 15 лет, а серьезная стройка  началась только в 2011 году.

–  Музеи всегда переживают непростые времена. И для нас открытие этого музейного комплекса с серьезной реставрацией помещений, с  комплектованием удивительных экспонатов, было сложной и ответственной задачей. Мы кропотливо занимались этой работой потому, что были уверенны – у центра сложится вполне счастливое будущее. Кроме экспозиционного показа тут будет проводиться множество интерактивных программ. Здесь уже реализуется проект «Мариинка- online», всегда востребованные технические возможности конференции- зала, в уютной обстановке центра нравиться заниматься детям из музыкальной школы. Обретает черты традиции «Урок музея», когда с детьми, используя весь набор музейных мультимедиа,  общаются и учителя, и музейные сотрудники, – делится своими мыслями Наталья Григорьева, генеральный директор Новгородского государственного музея – заповедника.

– К сожалению, даже в таком просторном центре не все задумки удалось воплотить,- говорит Татьяна Казармщикова, заместитель генерального директора НГМЗ.- Самый задаваемый гостями вопрос, льют ли теперь колокола на Валдае, имеет только отрицательный ответ. Однако мы не отказались от идеи создать в подвальном помещении центра литейную мастерскую, чтобы не только увидеть, услышать, но отлить колокол собственными руками мог любой желающий. – Пожарное подразделение МЧС отказало нам в разрешении, значит, будем искать другое решение. А как после серьезной реставрации использовать церковь Екатерины, где пока еще размещается музей колоколов,  мы уже знаем. В этом здании с ротондой  и прекрасной акустикой будет создан современный зал для концертов колокольной музыки.

 Коллекция колокольного центра насчитывает 951 подлинный экспонат и больше 200- копий. И собирали ее простым русским способом: с миру по нитке, то есть, конечно, по колоколу. Да, в формировании коллекции, подтверждает Надежда Яковлева, участвовал весь «колокольный мир», а под этим словосочетание она подразумевает коллекционеров, кампанологов, звонарей музейных работников, увлекающихся колокольным искусством, руководителей колокольных заводов России. К слову сказать, благодарные новгородские музейщики искренно благодарили всех, кто, так или иначе,  помогал рождению Валдайского колокольного центра. А среди дарителей, например, были Олег Бавыкин, председатель иностранной комиссии Союза писателей России, Игорь Коновалов, председатель Общества церковных звонарей России, старший звонарь храма Христа Спасителя и соборов Московского кремля, Михаил Песков, артист сценического оркестра Мариинского театра, Сергей Сукач, кампанолог из города Сумы Украины и т.д.

 В просторном, залитом щедрым солнцем первом экспозиционном зале, множество  архаических колокольных форм: тут тебе и шаманские бубенцы- колокольчики, и ритуальные колокола из Китая, Вьетнама, Индии, Бенина. Христианские колокола Европы и России.  Совсем не диссонируя друг другу, расположились рядышком древнекитайский колокольчик XVI века до нашей эры и русский колокол XVI века нашей эры. Тут же – корабельная рында и буддистский ветровой колокольчик,  валдайский ямской начала XIX века и пастуший рожок из древнего Китая, похожий на коровье ботало. Зал полон образцами колоколов разный стран и культур. И если на Востоке колокол считают оберегом от всякого зла и напастей, то на Западе – предметом, наделенным голосом  и умением привлекать добро и красоту. А  Надежда Яковлева, ведя за собой зачарованную толпу гостей, увлеченно рассказывает, что  пока  в XVI веке  на Руси не появились колокола, люди с той же целью использовали било. И позже  одно из них – вот оно за стеклом музейной витрины -,  Новгороду в дар, дабы реабилитироваться за  колокола, что были забраны у новгородцев на  военные нужды, прислал царь Петр I. А вот рядышком, два театральных колокола – один из Парижа, другой – из Мариинки. Ну, а дальше – праздничный, выездной, свадебный валдайский со знаменитой надписью на колокольной юбке: «Кого люблю, того дарю»!

 В другом зале нашлось место трамвайным, дверным, корабельным, станционным, школьным, ветровым и прочим колоколам. В далеком 1648 году новгородцы заказала знаменитому ганзейскому городу Любек большой колокол. Теперь он здесь на вечном хранении. А экскурсовод ведет дальше – в кабинет писательницы Ольги Фредис, чтобы показать изящные, игривые колокольчики с женскими фигурками.  Язык, наполняющий колокольчик  мелодичным звоном, это женская ножка, ударяющая по подолу платья. Это, рассказывает экскурсовод, типаж венецианских дам, они были столь же раскованы, как и валдайские краснощекие девицы, имевшие обыкновение дарить путешественникам поцелуи через дырку в бублике.

  Гостей центра неизменно привлекает интерактивный тачскрин – стол, где самому можно запрячь виртуальную тройку с бубенцами или отлить виртуальный колокол, отправить его по мейлу на свою  почту. Невозможно пройти и мимо семиметровой стены, на которой исторические сцены развития и краха колокольного промысла, сегодняшнего колокольного производства, «оживающих» с помощью нескольких компьютеров. Эти фрагменты чередуются с завораживающими видами окрестностей Валдая, небольшого городка давшего миру заливистый ямской и благовестный церковный колокол. Любопытно, в каком еще уголке России, мира с таким пиететом относятся к  колоколам и колокольчикам?

–  Музея такого формата и такого числа артефактов в России больше нет. Скажу вам больше,  колокольный  центр стал одним из самых крупных в мире. Мы, эксперты считаем, что валдайский музейный центр входит в тройку лучших музеев мира с колокольной тематикой. А по масштабу экспозиции с валдайским центром сравним  только один музей колоколов в Голландии. В этом убеждены  члены Ассоциации колокольного искусства России, оказывавшие реальную помощь в комплектовании центра артефактами: люди дарили колокола, старинные фотографии о литейном производстве колоколов, делились другой информацией. Ассоциация, объединяющая звонарей, исследователей колоколов, коллекционеров, ученых, всех, кому интересна эта тематика, поддерживая развитие колокольного искусства в Валдае,  надеются, что этот город, этот центр станет лучшей площадкой для любителей колокольной музыки, местом, где будет активно работать наука. Вот уже на следующий день после открытия центра, тут начнется научно- практическая конференция «Колокольная коллекция. Вопросы комплектования, описания, хранения, экспонирования», сюда приехали около полусотни интересантов. Так, например, Сюттер Эрик, президент французского общества кампанологов, прибыл сюда из Парижа, много каппанологов, музейных работников, ученых приехали из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. То есть валдайский колокольный центр начинает жить насыщенной, интересной жизнью,- говорит Сергей Старостенков, вице- президент Ассоциации колокольного искусства России, научный сотрудник музея антропологии и этнографии имени Петра Великого ( Кунсткамера) РАН.

   ОЛЬГА Колотнеча