По мнению студентки Уральского федерального университета Ульяны Матюшкиной, прежде всего, люди старшего поколения отличаются от ее сверстников воспитанием. Рамки допустимого поведения, установленные советским обществом, в значительной степени сдерживали людей. Сейчас, утверждает она, этих рамок практически нет.

Однако, несмотря на существующие различия, считают студенты, связь между поколениями не должна прерываться, тем более, что во многом молодежь и люди среднего возраста все-таки похожи.

«Мы, молодежь, и люди старшего поколения просто находимся в разных возрастных категориях, но мы все делаем примерно одно и то же. Мы очень похожи, вопрос в том, признаем ли мы эту похожесть. Если да, то мы можем говорить об одном и том же, вступать в конфликт – взаимодействовать», – уверена студентка.

В то же время, коммуникация между людьми разных поколений не всегда проходит легко, считает студент УрФУ Филипп Максимов. Основная проблема – это разная скорость восприятия и действий, немалую роль играет также способ донесения информации. Новое поколение не мыслит жизнь без интернета, им более понятны форматы, используемые в сети, нежели классическая подача фактов.

«Взаимодействуя с людьми старшего поколения, мы работаем медленнее, чем со своими сверстниками, – констатировал Филипп. – Когда к нам поступает информация от них, нам неудобно ее воспринимать. Но стоит отдать должное – старшее поколение задумалось над оптимизацией процессов, хочет попасть в наш темп, и это круто».

Коммерческий директор ООО «Уралнефтепродукт» Алексей Архипов, в свою очередь, обратил внимание на разное отношение двух поколений к успеху. Люди среднего возраста привыкли считать, что успех достигается неустанным трудом и жертвами, а вот молодые люди уверены, что успех придет к ним сам.

«Как я понимаю, у вас есть уверенность в том, что успех придет сам по себе, и это – повальное заблуждение, в этом принципиальное отличие», – отметил Алексей Архипов, обращаясь к студентам.

Изменилось и само понимание успеха, студенты вкладывают в это понятие совершенно другой смысл.  Как поясняет руководитель Центра коммуникативных стратегий «Лаборатория пропаганды» Илья Зенов, в 90-е стояла конкретная задача – выжить, заработать деньги, – и ты ее достигал. Сегодня задачи «выжить» уже не стоит, человек живет в комфортных условиях и многое, чего нужно было добиваться, сегодня по определению есть у каждого.

«Сам успех потерял свою сакральность. Когда есть благополучие, остальное не важно. Мы не валяемся под забором – значит, мы успешны», – развивает свою мысль Илья Зенов.

Тем не менее, как резюмировали эксперты, между молодежью и людьми среднего возраста нет фундаментальных расхождений.

«Мне нравится мысль, к которой мы пришли и которая нас объединяет: все повторяется, и каждое новое поколение будет впоследствии смотреть на молодежь, как на других людей», – подвел итоги заседания модератор, руководитель проекта «4К» Иван Замощанский.

Более глубокие выводы из дискуссии сделал руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга», доктор философских наук Анатолий Гагарин.

«Дискуссия была посвящена иерархии смыслов, иерархии ценностей. Ценности меняются, и мы постоянно переоцениваем все, что происходит. У нового поколения поменялась иерархия идеалов, она стала многовекторной: новые идеалы связаны с внутренним достижением гармонии с самим собой, а не с внешними атрибутами материального мира», – подытожил эксперт.