Среди участников – исполнители России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии. Музыкальный диапазон программ – от XII века до наших дней. В рамках фестиваля состоятся три российские премьеры, Екатеринбург услышит редкие музыкальные инструменты, специально привезенные в Россию, в том числе и уникальный электроакустический инструмент волны Мартено.

Впервые будет представлена Деловая программа фестиваля, в рамках которой состоится международный симпозиум с представителями самых востребованных европейских концертных площадок. В офф-программе публике будут предложены образовательные лекции в формате «Предконцертных настроек» и «Встречи с гостем». Специально к фестивалю откроется художественная выставка и состоится «битва художников», где молодые авторы анонимно представят свои работы на тему фестиваля, а зрители голосованием выберут победителя.

Тема фестиваля «Евразия» 2019 года – «Песни любви и смерти».

29 ноября, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Открытие фестиваля «Евразия»

В программе:

  • Вагнер. Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
  • Хенце. Оратория «Плот "Медузы"» (первое исполнение в России)

Исполнители:

  • Уральский академический филармонический оркестр
  • Симфонический хор Свердловской филармонии
  • Солисты: Фальк Хольгер (баритон, Германия), Сара Вегенер (сопрано, Германия), Владимир Огнев (чтец)
  • Дирижер Дмитрий Лисс

К первому дню фестиваля приковано внимание всего музыкального мира. Причина – обращение к сочинению современного автора Ханса Вернера Хенце, долгое время запрещенному для исполнения. В основу произведения легла трагическая история фрегата «Медуза», потерпевшего кораблекрушение у берегов Сенегала в начале XIX века. Морская катастрофа была увековечена на одном из самых знаменитых полотен эпохи Романтизма – картине Теодора Жерико. На этот же сюжет Ханс Вернер Хенце написал ораторию и посвятил ее Че Геваре. Премьера 1968 года была сорвана, превратившись в политическую демонстрацию, на несколько лет сочинение Хенце было запрещено в Европе.

В произведении задействованы редкие музыкальные инструменты – гобой д’амур, гекельфон, кларнет контр​альто, басовая труба и вагнеровская туба. В России этих инструментов нет, их партии на премьере исполнят артисты Бохумского симфонического и  Дортмундского филармонического оркестров.

30 ноября, 18:00, Свердловская филармония, 6+

Ансамбль «Мдзлевари», Грузия

Грузинский народ поет, как дышит. Не случайно мужской хор «Мдзлевари» выбрал название, которое переводится как «пение птиц». Первозданная красота грузинского многоголосия дошла до наших дней в церковных песнопениях и народных песнях. Их передавали из уст в уста, от отца к сыну, от монаха к послушникам.

В 1994 году знаменитый сегодня хор «Мдзлевари» создали отец и сын Тариел и Кахабер Онашвили. Коллектив записывает концерты на радио и телевидении, выступает в Грузии, Европе, России. Регулярно участвует в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева. На фестивале «Евразия» ансамбль «Мдзлевари» представит программу церковных песнопений с XII века до наших дней, народные песни Грузии, инструментальные наигрыши, лирические песни.

1 декабря, 18:00, Свердловская филармония, 6+

Голос барокко

Юлия Лежнева

Ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale

Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt), «безукоризненной техники» (The Guardian), «феноменального дара» (The Financial Times), «обезоруживающей искренности, всеобъемлющего артистизма и изысканной музыкальности» (The Australian). Юлия Лежнева – одна из ведущих певиц молодого поколения, новая легенда мировой оперы. В 16 лет дебютировала на сцене Большого зала Московской консерватории, в 17 лет завоевала Гран-при на VI Конкурсе молодых оперных певцов Е. Образцовой. Обучалась в Кардиффской академии вокала и Гилдхоллской школе музыки и драмы. В Россию вернулась уже состоявшейся звездой. Юлия Лежнева признана непревзойденным мастером исполнения барочного репертуара, сочинений Моцарта и Россини. Ее партнерами по сцене были П. Доминго, А. Нетребко, Х.Д. Флорес, Р. Виллазон, Д. ДиДонато, Ф. Жарусски, М.Э. Ценчич, Ф. Фаджоли.

На фестивале Юлия Лежнева выйдет на одну сцену с известным барочным скрипачом и дирижером Дмитрием Синьковским и его ансамблем исполнителей-виртуозов на исторических инструментах.

2 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Оливер Зеффман и Уральский молодежный симфонический оркестр

За пульт Молодежного оркестра на фестивале «Евразия» встанет один из самых «модных» молодых дирижеров. Выпускник Королевской академии музыки в Лондоне, изучал историю и русский язык в Даремском университете, стажировался в Санкт-Петербургской консерватории.

Зеффман трижды номинировался на премию «Прорыв» журнала «Таймс», в 2017 принял участие в исполнении оперы «Написано на коже» Бенджамина на сцене Мариинского театра. После аншлаговых выступлений на фестивале «Звезды белых ночей» (2018) назначен дирижером Лондонского камерного оркестра.

В евразийской программе Оливера Зеффмана – оркестровые пейзажи Такемицу и Дебюсси, вдохновленные эстетикой японского сада и поэзией символистов, концерт «английского Бетховена» Элгара и экспрессивное доказательство Бартока, что страсть сильнее смерти.

Событие является частью программы Года музыки Великобритании и России 2019, которая проводится Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.

3 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Песни любви и смерти

В программе:

  • Мессиан. «Ярави, песнь любви и смерти» для сопрано и фортепиано
  • Мессиан. Пять песнопений для двенадцати смешанных голосов a cappella
  • Либерсон. Пять песен на слова Пабло Неруды для голоса с оркестром (первое исполнение в России)

Исполнители:

  • Уральский академический филармонический оркестр
  • Дирижер — Дмитрий Лисс
  • Симфонический хор Свердловской филармонии
  • Художественный руководитель и дирижер — Андрей Петренко
  • Мария Остроухова (меццо-сопрано)
  • Александр Шайкин (фортепиано)

В программу концерта вошли два сочинения из так называемого «триптиха о Тристане» Оливье Мессиана: «Ярави, песнь любви и смерти» и «Пять песнопений». Трагическую историю о всепоглощающей любви Мессиан вывел за пределы европейской культуры, обратившись в «Ярави…» к ее аналогу в индийском фольклоре.

У «Песен Неруды» американца Питера Либерсона замечательная, но трагичная история. Его жена Лорейн обожала розовый цвет, и когда Питер увидел розовую книжечку сонетов Неруды, он купил ее из-за… цвета обложки. Зачитался, влюбился в ритм и лирику стихов, положил сонеты на музыку для исполнения любимой женой. Они стали для нее лебединой песнью. В них – грусть, любовь и нежное прощание.

4 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Космос

Грау – Шумахер

Ансамбль Андреаса Грау и Гётца Шумахера – музыкальное братство двух виртуозов-единомышленников. Высокая исполнительская репутация и новаторские программы открыли ансамблю лучшие европейские залы, дуэт встречали на крупнейших музыкальных фестивалях. Записи Грау – Шумахера отмечены наградами французских журналов «Le Monde de la musique», «Diapason» и британского «Gramophone».

В рамках фестиваля «Евразия» дуэт представит произведения Мессиана, Куртага, Крама, Штокхаузена, Бартока, Этвёша. Видеоинсталляция для программы выполнена известным немецким кинорежиссером и композитором Штефаном Бёме.

5 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Михаил Плетнев

Российский национальный оркестр

Михаил Плетнев – гордость русской школы, особый, удивительный пианист, которого знают на всех континентах. Основатель, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра. Собранный из числа первоклассных музыкантов и единомышленников, оркестр завоевал репутацию одного из лучших в мире, и первым в истории российских симфонических коллективов получил премию Grammy.

Сквозной сюжет творческой жизни Михаила Плетнева – постижение творчества Чайковского. Одно из решающих событий в судьбе – триумф на VI конкурсе им. Чайковского, дебют в качестве оперного дирижера в Большом театре – «Пиковая дама». Записал почти всю фортепианную и оркестровую музыку композитора, предложив трактовки, которые считаются эталонными. В концерте фестиваля «Евразия» в исполнении Михаила Плетнева и Российского национального оркестра прозвучит Первый концерт Чайковского и симфоническая сюита «Шехерезада» Римского-Корсакова.

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»

6 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Закрытие фестиваля «Евразия»

В программе:

  • Барток. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
  • Мессиан. «Турангалила-симфония»

Исполнители:

  • Уральский академический филармонический оркестр
  • Дирижер Дмитрий Лисс
  • Пьер-Лоран Эмар (фортепиано), Франция
  • Натали Форже (волны Мартено)

Закрытие фестиваля «Евразия» станет музыкальным событием мирового уровня. В исполнении Уральского филармонического оркестра под руководством Дмитрия Лисса прозвучит одно из самых загадочных произведений мирового оркестрового репертуара – «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана. Сольную партию исполнит выдающийся французский пианист Пьер-Лоран Эмар. Лауреат премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства», обладатель премии Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции, почетный член Королевской академии музыки в Лондоне и Баварской Академии изящных искусств считается одним из лучших исполнителей музыки Мессиана.

«Турангалила-симфонию» Мессиан видел как «песнь любви, гимн радости, движению, времени, ритму жизни и смерти». Для воплощения замысла ему понадобился голос удивительного инструмента – волн Мартено. Специально для фестиваля редкий электроакустический инструмент будет привезен из Франции. Партию волн Мартено исполнит преподаватель Парижской консерватории Натали Форже.