Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка переформатирован в совет. Зачем? Об этом рассказал Президент ТПП РФ Сергей Катырин

Недавно Правление ТПП РФ приняло решение о переформатировании Комитета по развитию потребительского рынка в Совет. Каковы причины такого решения?

Таких причин несколько и начну с основной – возросшей роли потребительского рынка в жизни страны в целом. По большей части именно через него происходит реализация главной цели государства – повышения благосостояния населения и именно он остается «лакмусовой бумажкой» состояния социальной стабильности в стране.

Далее идет повышение роли самих потребителей, как универсального фактора, все более активно влияющего на технологический прогресс в мире в целом. Как считают многие исследователи, на смену аграрной революции, где главным была добыча сырья всех видов, пришла индустриальная революция (производство товаров), затем в конце прошлого века началась революция услуг (превращение товара в услугу), а сегодня уже формируются условия для очередного витка – революции впечатлений, где т.наз. потребительский опыт (от англ. – customer experience) становится вообще драйвером многих социально-экономических перемен на планете.

Как следствие этих глобальных изменений внутри самого потребительского рынка появляются новые сегменты, которые либо ранее не существовали вовсе (уберизация), либо не подпадают под привычное нам отраслевое деление (каршеринг), либо, являясь очевидной частью взаимоотношений B2С, т.е. бизнеса и потребителя, не укладываются в привычные рамки потребительского рынка: розничная торговля, общепит, сфера услуг (индустрия развлечений, торговля автомобилями, лекарствами, бензином, наконец).

Кроме того произошло, на наш взгляд, окончательное формирование новой структуры общественных формирований палаты, где в верхней части теперь располагаются три укрупненных платформы:

  • – Совет по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России
  • – Совет по финансово-промышленной и инвестиционной политике
  • – Совет по развитию современного потребительского рынка

А тридцать с лишним существующих комитетов могут в лице советов найти и надежных помощников в мониторинге и анализе отслеживаемых ими процессов в соответствии со своей спецификой, и совместных авторов необходимых предложений по изменению нормативно-правовой базы. Таким образом, с одной стороны, мы избегаем прежней узкоотраслевой направленности, когда, например, ФОИВы присылали на отзыв и заключение НПА, действие которых прямо или косвенно могло отражаться на партнерах из других отраслей, но порой это не принималось во внимание. А с другой стороны, мы идем в параллели с активной деятельностью крупных игроков (Google, Яндекс, Сбербанк) по созданию мегаплатформ, нацеленных на многосторонний и многоканальный доступ к потребителю в самых различных отраслях от транспорта до медицины.

А нет ли опасности, что теперь уже на уровне самих Советов произойдет некоторая отраслевая самоизоляция?

Наоборот, будет происходить и уже происходит очевидное сближение и взаимопроникновение интересов. Объясню на примере Совета по развитию потребительского рынка. С Советом по промышленности уже существует реальное поле для совместной работы: взаимоотношения производителей и розничной торговли – весьма не простая сфера. А за ней могут последовать и другие сферы взаимного интереса: планирование ассортимента и объема поставок, ценоопределение, контроль и аудит качества и т.д. С Советом по финансам, в первую очередь, будут обсуждаться процессы потребительского кредитования, проблемы стоимости эквайринга, организации платежных систем и т.п. Вообще расширение сферы деятельности Совета по потребрынку от В2С до В2В2С подразумевает серьезное расширение числа заинтересованных участников рынка в его работе. Поэтому мы призываем все деловые объединения и ассоциации, работающие напрямую с потребителями или через дистрибуторов и торговлю, выносить на рассмотрение совета имеющиеся проблемы.

Разумеется, Совет по потребрынку будет по-прежнему взаимодействовать с комитетами, в поле действия которых так или иначе входят вопросы потребительского рынка, например, комитет по рекламе или по малому бизнесу.
К этому надо добавить, что ТПП РФ ставит перед собой еще и задачу активизировать работу в области защиты прав потребителей. Существующие в настоящий момент такие организации многочисленны, но раздроблены, часто недостаточно влиятельны, нередко вовлечены в конфликтные ситуации и, вследствие всего этого, нуждаются в поддержке. Авторитет ТПП РФ и имеющиеся организационные возможности нового Совета могут помочь в консолидации этого важного для потребительского рынка направления.