Эксперт Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта Виктор Кудрявцев изучил материалы,  рассмотренные во время прошедшего в Нижнем Новгороде Форума «Россия – спортивная держава» и Совета по развитию физической культуры и спорта при Президенте РФ и считает, что для развития массового спорта у нас в стране есть все возможности.

Развитие бизнеса в сфере спорта, в частности, зависит от наличия в стране платежеспособного спроса на данные услуги. Опросы, проведенные среди россиян  по заказу Минспорта России показывают, что в числе факторов,  влияющих на желание заниматься спортом и физкультурой, на первом месте стоит размер семейного дохода, т.е. возможность платить за эти самые спортивные занятия.

Однако, при обсуждении новой стратегии развития спорта в России на период до 2030 года  вопрос обеспечения и стимулирования платежеспособного спроса к получению услуг в сфере спорта  как со стороны государства, так со стороны частных лиц практически не ставится.  При том, что декларируемая цель – достижение к 2024 году – 55%, а к 2030 – 60% доли граждан, систематически занимающегося физкультурой и спортом, в первую очередь зависит от размера их кошелька.

Достижение всеобщей «физкультурно-спортивной занятости» предполагает, как минимум, пересмотр приоритетов в целевом использовании всех выделяемых на физическую культуру и спорт денежных средств, а также расширении круга источников финансирования, как для развития инфраструктуры спорта, так для проведения всевозможных массовых спортивных мероприятий.

Ставя задачу перед Правительством РФ о финансировании спортивной сферы, дальнейшему развитию детского спорта  президент России Владимир Путин подчеркнул, что физкультура, спорт – это чрезвычайно важное, государственное, без всякого преувеличения, дело. «Нужно гораздо активнее развивать массовый спорт, с детских лет прививать физическую культуру и воспитывать ответственное отношение к себе, всемерно поддерживать интерес к спорту людей среднего, старшего возраста, создавать соответствующую инфраструктуру», — указал глава государства во время заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта.

С 2014  по 2018 гг. в консолидированном бюджете Российской Федерации финансирование физической культуры и спорта увеличилось на 32%, в бюджетах субъектов федерации – на 47%. Рост бюджетных расходов в данный период проходил, в основном, за счет строительства и содержания крупных спортивных объектов и поддержки спорта высших достижений.

На сегодняшний день в России действует 311,9  тысяч различных спортивных сооружений. C 2016 по 2019 гг. построено и завершается строительство  270 спортивных объектов, дополнительно к ним построено  12 супер современных стадионов и 96 площадок в связи с проведением чемпионата мира по футболу – 2018. Плюс, еще 12 современных объектов построено к Универсиаде в Красноярске 2019 года.  В 2020 году планируется ввести в строй еще 196 объектов.

При этом,  12,1 % спортивных объектов находится в собственности субъектов РФ, 76,2 % в муниципальной.  Главная проблема, с которой сталкиваются регионы и муниципальные образования – что делать с этим имуществом, как содержать, как использовать? Только простое содержание стадионов, построенных к ЧМ 2018, ежегодно обходится бюджету примерно в 2 млрд. рублей.

На организацию и проведение спортивных мероприятий, наоборот, наблюдается снижение государственного финансирования. Расходы на массовый спорт в консолидированном бюджете субъектов РФ с 2014  по 2018 гг. сократились на 1% и прежде всего – на муниципальном уровне. А именно там живут люди, которые должны заниматься спортом, там работает малый и средний бизнес, ориентированный на развитие массового спорта.

Цель, которая называется при обсуждении параметров будущей стратегии развития спорта в России на период до 2030 года, достижение 60% вовлеченности россиян в занятия спорта, требует принципиально новых решений. Необходимо изменить парадоксальную ситуацию, когда российский спорт в части расходов де-факто является государственным,  а в части доходов в значительной мере – частным.  Прежде всего, это относится к спорту высших достижений, спорту профессиональному, на который выделяется серьезное государственного финансирование.

Профессиональный спорт и подготовка резерва для него – это задача самого спорта, а не государства. Сегодня в стране действует около  5 тысяч бюджетных спортивных школ,  все они ориентированы на подготовку резерва для спорта высших достижений. В спортшколах внедряются стандарты профессиональной спортивной подготовки.

Детские спортивные школы, находящиеся на бюджетном финансировании, не должны решать задачу подготовки чемпионов и раннего выявления спортивно одаренных детей.  Задача спортивных школ заключается во всестороннем физическом развитии детей через занятия спортом в единстве с получением образования и воспитанием личности. 

При действительно массовом охвате «звездочки» спорта неизбежно проявятся. А уж задача спортивных клубов, будь то любительских или профессиональных, вести отбор  перспективных ребят и нести за них ответственность и дальнейшие финансовые расходы.

Россия является лидером мирового спорта. Спорт – это патриотизм, национальная гордость, имидж страны. Однако, развитие профессионального спорта не должно исключать поддержку со стороны государства спорта массового. В первую очередь  государству необходимо сосредоточиться на физической культуре и массовом спорте, как на одном из важных факторов формирования здорового образа жизни, разработать комплекс программ, а главное – выделить финансирование с целью активного вовлечения в занятия физической культурой и спортом россиян всех возрастов от 3 до 79 лет.