В силу особой уязвимости природы Арктики развитие торгового судоходства в этом регионе, увеличение транспортного потока по Севморпути без принятия всех возможных мер защиты и организации максимально возможного контроля за судами, в части безопасности мореплавания и экологических аспектов (что является основным в работе лоцмана), несёт в себе огромные риски и может привести к пагубным последствиям. Особое значение в этой связи приобретает организация качественной ледовой лоцманской проводки и выполнение лоцманами обязанностей публичного характера.

Сегодня накопилось много вопросов, которые касаются регламентации деятельности лоцманских организаций в России. На протяжении уже многих лет основная причина лоцманской проблемы в России кроется в противоречии коммерческих целей (извлечение прибыли) частных лоцманских компаний, работающих по Гражданскому кодексу и некоммерческих публичных обязанностей лоцманов, закреплённых в Кодексе торгового мореплавания. По своей сути лоцманская обязанность  – это публичная служба, а не коммерческая деятельность. Такая практика характерна для абсолютного большинства зарубежных морских стран, где лоцманские службы некоммерческие – государственные или негосударственные. В России «бизнес на лоцманах» в прибыльных портах и нефтяных терминалах – явление постперестроечного периода, которое отрицательно сказывается на развитии всей системы лоцманского обеспечения в стране и приводит к вынужденному дотированию государством лоцманских служб в убыточных северных портах.

Огромной по своим последствиям проблемой может оказаться недостаточность правового регулирования ледовой лоцманской проводки в акватории Севморпути, обладающего правовым статусом национальной транспортной коммуникации. Этот вопрос обсуждался на VII ежегодном заседании Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике (IECCA), проходившего в Москве 7 ноября в стенах РГУ им Губкина. Для ИА Регионы Online  (gosrf.ru) проблему прокомментировали эксперты.

Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова:

« – В целях регулирования полярного судоходства с 1 января 2017 г. вступил в силу Полярный кодекс, принятый Международной морской организацией (ИМО). Документ является нормой международного права, регламентирует многие аспекты работы морского флота в Арктике, в том числе, требует «обеспечения судов, эксплуатирующихся в полярных водах, надлежащим образом квалифицированным персоналом» (ст.12.1) и разрешает администрации судна привлечение «иных лиц» (ст.12.3.2.2, т.е. ледовых лоцманов), которые должны соответствовать определённым требованиям. В российской правовой базе, регламентирующей судоходство в акватории Севморпути, мы обязаны были учесть требования этой нормы международного права.

Однако в «Правилах ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП», (Приказ МТ РФ от 17.01.2013 г. № 7) требования Полярного кодекса не учтены также как и требования 6-й главы КТМ РФ (статьи:85, 87, 88, 92, 93, и др.), и нет даже ссылки на них. В этих Правилах отражена лишь небольшая часть требований «Положения о морских лоцманах РФ» и вообще никак не отражены требования в отношении: здоровья, образования, подготовки и повышения квалификации, аттестации, получения удостоверений, прав и обязанностей морских лоцманов при осуществлении лоцманской проводки, что противоречит КТМ РФ. Такая правовая неопределённость в случае любой аварии с участием ледового лоцмана неизбежно создаст международно-правовую коллизию.

При том, что Севморпуть является федеральной собственностью, дотируется из федерального бюджета и государственное управление является основой его сохранения, как национальной коммуникации в Арктике, услуги по ледовой лоцманской проводке в акватории СМП согласно действующему российскому законодательству сегодня могут оказывать любые организации (в том числе коммерческие и, возможно, под контролем иностранного бенефициара). Здесь явный нормативный пробел, который необходимо своевременно регламентировать в соответствии с национальными интересами нашего государства.

В данном вопросе нужно ясно осознавать, что работа лоцманов относится к системе навигационной безопасности мореплавания. Цель лоцманской проводки не является коммерческой, а лоцманская проводка судна относится к публичным функциям государства. Лоцманское обеспечение как госуслуга более эффективна в отсутствии конкуренции. Это подтверждается монополией в лоцманском обеспечении, закреплённой  в законодательстве подавляющего большинства ведущих морских стран мира и отражено в документах как Европейской, так и Международной Ассоциациях морских лоцманов. К этому пришёл мировой практический опыт.

Ближайшее будущее за освоением Мирового океана, а, следовательно, за странами – лидерами в морской экономике. На современном этапе России нужна единая лоцманская служба полностью подконтрольная государству, технически оснащенная на уровне передовых стран мира, укомплектованная новыми современными лоцманскими катерами, вертолётами и качественно оборудованными лоцманскими станциями с учётом всех рисков кибербезопасности и преимуществ развития цифровой индустрии».

Государственный морской лоцман с 1974 г., лоцманский командир СПб с 1992 г., президент Ассоциации морских лоцманов России с 1995 г., заслуженный работник транспорта РФ, к.ю.н., эксперт Центра стратегических оценок и прогнозов Владимир Егоркин:

« – Из пяти организаций, представленных на сайте Администрации Севморпути в качестве оказывающих услуги по ледовой лоцманской проводке, две (пока!) являются частными, целью деятельности которых, как и любой коммерческой организации, является извлечение прибыли, а не «обеспечение безопасности плавания судов и защита морской среды», как это прописано в главе VI КТМ, регламентирующей работу морских лоцманов. Высока вероятность того, что частные лоцманские компании (коммерческие, да ещё с возможностью иностранного участия) вместо контроля процесса ледовой лоцманской проводки своими лоцманами в национальных интересах РФ и выполнения публичной лоцманской функции станут предлагать услуги по защите интересов своих заказчиков в их возможном споре с российскими властями.

Ситуация в мире не стоит на месте, она меняется. Правила ледовой лоцманской проводки судов сегодня требуют полной ревизии, поскольку они не соответствуют требованиям Полярного Кодекса, нормам КТМ РФ и Положения о морских лоцманах РФ. В существующей геополитической ситуации другие страны не будут «толерантны» к российским национальным интересам без использования нами всех форм защиты, демонстрации этих интересов и их правового обеспечения.

Такие же проблемы у нас возникают в зимний период и в акватории Балтийского моря, которое, как и Арктика, представляет собой уникальную в мировых масштабах, уязвимую водную экосистему, подверженную воздействию со стороны международного судоходства. Уже много лет услуги лоцманов открытого моря (ледовых лоцманов – так называемых айс-эдвайзеров) в наших территориальных водах и нашей экономзоне на Балтике без какой-либо регламентации бесконтрольно предоставляются любыми организациями и гражданами, российскими и даже не российскими».