ТПП РФ: Останавливать процесс законотворчества невозможно, но можно сделать его эффективнее

Целью оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов является определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения. Также  происходит выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней.  Иными словами,   ОРВ –  это глубокая аналитическая экспертиза проектируемого нормативного правового  акта.

ОРВ, как процедура и метод выявления социально-экономических последствий от проектируемого законодательного регулирования, в мировой практике сформировалась уже давно. В мире, в том числе в странах, где процедуры ОРВ применяются много лет и даже закреплены в Конституции, все еще не выработано универсального механизма проведения анализа предполагаемых  последствий и их влияния на предпринимательскую среду, а методики проведения ОРВ в различных странах разнятся по объему и видам процедур.

В России помимо ОРВ, законодательно закреплена и проводится оценка фактического воздействия (ОФВ) нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Что важно отметить, в отношении нормативных правовых актов, при разработке проектов которых проводилась ОРВ, такая оценка обязательна.

Логично предположить, что российский бизнес защищен от негативного воздействия отрицательных последствий принятия нормативных правовых  актов, а на этапе проведения ОРВ с большой долей вероятности возможно выявление в таких актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности.

На практике не все так просто. Прежде всего, на этапе ОРВ нет правила, предусматривающего устранения противоречивых, устаревших и дублирующих положений, действующих в рассматриваемой сфере регулирования по предмету проектируемого акта. Но и это еще не самая большая проблема. Проект закона, размещенный для проведения ОРВ, может кардинальным образом отличаться от законодательного акта принятого Государственной Думой РФ. Отличаться не только по объему и содержанию норм, затрагивающих предполагаемую  сферу регулирования, но и содержать нормы, регламентирующие совершенно иные правоотношения, по которым ОРВ не проводилось, так как первоначально рассматриваемый документ имел совершенно иное содержание и регулировал иные правоотношения. 

Встречаются случаи, когда «доработка» законопроекта на этапе между первым и вторым чтением не носит системного характера: включение в текст дополнительных новых норм и правил происходит ситуативно, как  результат реагирования на проблему,  носящую единичный, а не системный  характер.  В подобных случаях мы очевидно получим некачественное законодательное регулирование, а все процедуры ОРВ, предшествующие принятию такого акта, окажутся  малоэффективными. 

Как поступать в подобных случаях? Останавливать процесс законотворчества  невозможно,  но и необходимого эффекта от ОРВ в таком случае мы не получим. Как вариант, предлагается рассмотреть порядок, при котором изменение содержания проекта акта, прошедшего ОРВ, более чем на 30% (цифра условная), потребует повторного проведения ОРВ. 

На этом этапе необходимо оценить,  достигается ли через измененную редакцию проекта акта продекларированная цель его принятия на этапе проведения ОРВ, насколько изменяются условия деятельности для тех предпринимателей, которые попадут  под его действие.  В случае, если результаты такой экспертизы обнаружат существенное негативное влияние и ухудшение предпринимательского климата в связи с принятием рассматриваемого правового акта, его утверждение следует отложить.