18.03.2015

Управление федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю предприняло попытку получить экономическое обоснование тарифов на международных авиалиниях.


Десятилетиями авиаторы рассказывают забавный анекдот. Пассажир допытывается, почему до аэропорта Васюки билет стоит 10, а обратно – 20 рублей. «Ветер встречный», – отвечает пилот. Вызывавший прежде улыбку разговор в салоне самолета, сегодня воспринимается как реальность. Никто не в состоянии объяснить – почему тариф на одном маршруте в один и тот же день одним и тем же классом может отличаться в разы? Тема приобрела свою актуальность 10 лет назад, когда компания «Дальавиа» не смогла обосновать стоимость перелета до японской столицы города Токио. Цена билета тогда оказалась самой высокой среди перевозчиков не только в России, но и в мире. Спустя годы за решение этой задачи взялась ФАС России, благо в нужный момент тарифом заинтересовалась Законодательная дума Хабаровского края, а представителям органа власти антимонопольщики обязаны предоставить обстоятельный ответ.

Жалобы на высокие тарифы сегодня мало кого удивляют, но когда при покупке билета в Токио с гражданина России просят 700, а с гражданина Японии – 350 долларов, то становится не смешно. Находит свое подтверждение и факт приобретения билета в Хабаровске до Сан-Франциско через Сеул по одной цене, а обратно в американском аэропорту на 30 процентов дешевле. Уж не виноват ли встречный ветер? Возможность ответить на этот вопрос представилась суду города Новосибирска.

«Хабаровским УФАС России в целях рассмотрения заявления депутата на действия ОАО «Авиакомпания «Сибирь» по установлению высокой цены перевозки пассажиров по международным маршрутам Хабаровск – Токио – Хабаровск и Хабаровск – Пекин – Хабаровск в 2014 году запрошена информация. Но анализ предоставленных документов показал, что она не отличается своей полнотой. В частности отсутствуют данные выручки от перевозки пассажиров по маршрутам в 2013 году с указанием наименования и размера тарифа, количества приобретённых по указанной стоимости билетов, даты и способа их покупки. Не даны пояснения и обоснования, каким образом учитываются требования «Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», утверждённых приказом Министерства транспорта России для выполнения расчетов. Не указаны расходы, включённые в себестоимость перевозки пассажиров по данным маршрутам. Отсутствует описание алгоритма действий сотрудников при установлении тарифа с указанием должности, экономические обоснования применения сборов и надбавок, взимаемых дополнительно сверх тарифа, функциональное назначение и состав топливного сбора с приложением подтверждающих расчетов и документов. В информации отсутствует подробная расшифровка каждой статьи затрат на топливо, коммерческое обслуживание пассажиров в экономическом и бизнес классе, аренда или лизинг самолета и другие документы, которые предоставили бы антимонопольному органу возможность оценки применяемых тарифов на предмет их соответствия законодательству. Федеральный закон «О защите конкуренции» обязывает компанию представлять в антимонопольный орган в установленный срок необходимые документы, объяснения и информацию», – отметил заместитель руководителя УФАС России по Хабаровскому краю Николай Костромеев.

По его словам, компания «Сибирь» не обращалось в УФАС с ходатайством о продлении срока предоставления информации. «При таких обстоятельствах Хабаровское УФАС России было вынуждено возбудить административное дело, связанное с непредставлением документов и сведений антимонопольному органу. Исследовав материалы дела и пояснения в их совокупности, мы установили – авиакомпания не предпринимала меры для соблюдения правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В качестве обоснования непредставления запрашиваемой информации ОАО «Авиакомпания «Сибирь» ссылается на отсутствие на предприятии учёта информации, запрашиваемой антимонопольным органом. Нами установлено, что документы и сведения, запрошенные антимонопольным органом, непосредственно связаны с деятельностью авиакомпании и могут быть получены только у неё, так как у иных лиц, в том числе государственных органов такие сведения отсутствуют. Иное означает, что тарифы не могут соответствовать правилам формирования и применения в отношении регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа. Необходимо отметить, что авиакомпания не может не обладать данными, запрошенными антимонопольной службой. Отсутствие данной информации свидетельствует – показатели в бухгалтерской, статистической и экономической отчетности, складываются из неизвестных величин и компания не осуществляет экономический анализ своей деятельности как юридическое лицо, целью которого является извлечение прибыли. Непредставление документов и сведений препятствует в реализации исполнения государственных полномочий, возложенных на антимонопольный орган в части контроля над ценообразованием хозяйствующего субъекта. На основании неполного предоставления документов и сведений антимонопольный орган признал компанию «Сибирь» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. Принято решение оштрафовать ответчика на 50 тысяч рублей, что и подтвердил суд города Новосибирска», – рассказал Николай Костромеев

Он подчеркнул, что значительно больший интерес представляло бы решение суда в пользу не ФАС России, а самой авиакомпании. Тогда можно было бы констатировать факт: тарифы могут не иметь обоснования и устанавливаться произвольно на усмотрение перевозчика на всей территории страны, а забавный анекдот из прошлого стал бы реальностью с предсказуемыми последствиями для кошельков авиапассажиров. Эксперты подсказывают, что в России существует практика дотирования внутренних тарифов за счет тарифов на международные авиаперевозки, но тогда такие тарифы конкурентными уже точно не назовешь.

 

Андрей СМИРНОВ для