– От работы пассажирского транспорта во многом зависит ритмичная жизнь и города, и сельской местности, но редкий регион может похвалиться качеством пассажирских перевозок. Особое беспокойство вызывают нелицензированные перевозчики. Их водители зачастую выходят на работу без медицинского освидетельствования и, согласно статистике, регулярно нарушают ПДД.

Наказать рублём таких нарушителей бывает непросто, а вот лишить перевозчика инструмента, которым совершается правонарушение, – значит, серьёзно ударить по рынку незаконных перевозок.

При этом надо чётко понимать, что одними конфискациями проблемы не решить: подпольные перевозчики возникают, там, где легальные транспортные компании не в состоянии удовлетворить имеющийся спрос и обеспечить транспортом все маршруты. По данным Минтранса, парк автобусов в России насчитывает около 400 тыс. единиц, но средний возраст этой техники превышает 15 лет. Отсюда – её слабая техническая надёжность, рост числа отменённых рейсов, более высокие затраты на ремонт и обслуживание старого транспорта. Чтобы обновление парка шло планомерно, надо закупать по 40 тыс. автобусов в год, но этого не делается. Одна лишь группа ГАЗ может ежегодно выпускать 20 тыс. единиц, а между тем её производственные мощности загружены всего на 40%.

Выходом из ситуации может стать программа обновления городского транспорта, которая готовится к запуску в стране. Реализация проекта общей стоимостью 2,1 трлн руб., в котором будут задействованы как средства бюджета, так и частные инвестиции, рассчитана до 2035 года и коснётся 1,1 тыс. российских городов. А поскольку в первую очередь программа затронет крупные населённые пункты, то транспортом, конфискованным у нелегалов и находящимся в хорошем техническом состоянии, можно укрепить автобусный парк в малых городах и сельских территориях.