В течение пяти дней жители и гости столицы знакомились с культурными достижениями Родины Абая: фильмами, эстрадой, оперным и балетным искусством. Творчество сближает, не знает границ и языковых барьеров. Зрители увидели выступления артистов «Астана балет», «Астана опера», кинопремьеры «Казахское ханство. Золотой трон», «Амре», посмотрели уже известные фильмы: «28 панфиловцев», «Поэма о любви», «Безбородый обманщик».

Знакомство с современной культурой Казахстана завершилось на высокой ноте: в Малом зале консерватории им.П.И.Чайковского выступили пианист, лауреат международных конкурсов, которому рукоплескали залы Европы и Америки,  Амир Тебенихин, а также хорошо известный в Казахстане и за его пределами, камерно-инструментальный ансамбль Forte Trio.

Почитатели Сергея Калмыкова, одного из столпов современной живописи  до сих пор спорят, какая же страна может считать его своим. Основатель оригинального художественного стиля «фантастический экспрессионизм» появился на свет в Самарканде, учился в Москве и Санкт-Петербурге у Добужинского и Петрова-Водкина, жил в Оренбурге, но вторую половину жизни провел в Алма-Ате. Тот же самый вопрос возникает и при упоминании имени пианиста Амира Тебенихина.  

Тебенихин родился в Москве, но семья большую часть времени проводила в Алма-Ате. Его отец Владимир Тебенихин, окончивший Московскую консерваторию, переехал в «город яблок» по настоянию композитора Ахмета Жубанова. Впоследствии Тебенихин-старший стоял у истоков казахской школы органистов. В Алма-Ате Владимир Тебенихин встретил свою любовь – Алию Карасаеву, которая впоследствии также окончила Московскую консерваторию. У пары родился сын Амир – будущий лауреат Международных конкурсов, например, конкурса им. королевы Елизаветы в Бельгии.

Сын пошел по стопам родителей и стал выпускником Московской консерватории им. Чайковского. Тебенихин является заслуженным деятелем искусств Казахстана. Живет пианист в немецком Ганновере, что позволяет ему успешно гастролировать по всему миру.  

Амир Тебенихин выступил на площадке родной Московской консерватории с концертной  пьесой «Поэма-легенда о домбре» казахстанского композитора Наги Мендыгалиева, которая прозвучала в белокаменной Москве, как романтический гимн Степи. Исполняя во второй части своего концерта  Сонату си-минор Ференца Листа, казахстанский пианист-виртуоз покорил зал образно-эмоциональной силой воздействия, сумев передать демонизм игры самого Листа.

– В Сонате си-минор есть что-то трансцендентное. Я бы коротко охарактеризовал это как борьбу добра со злом. Конечно, там присутствует и лирическая составляющая, и какой-то драматизм, некоторые даже находят нечто общее с «Фаустом». Но, безусловно, Соната отличается очень     сложным мистическим и духовным содержанием, – пояснил Амир Тебенихин.  

Что же касается дней культуры Казахстана, то, по словам пианиста, для него большая честь выступать здесь. В разговоре с журналистами он напомнил, что наши страны связывает общее культурное пространство. И нередко российские артисты представляют свое искусство в Казахстане и наоборот. Например, в этом году в Нур-Султане проходит конкурс юных пианистов Astana Piano Passion  под руководством маэстро Дениса Мацуева, в состав жюри конкурса входил Амир Тебенихин.

Высочайший уровень мастерства показали и участники камерно-инструментального ансамбля Forte Trio, исполнившие произведение «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяцоллы и музыкальную поэму «Кёроглы» казахстанского композитора Армана Жайыма.  Группа Forte trio является одной из золотых визитных карточек Казахстана. В ее состав входят профессиональные музыканты с классическим образованием, выпускники консерватории им. Курмангазы. Солистом коллектива является заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена «Құрмет», известный пианист  Тимур Урманчееев. Динара Базарбаева-Сахаман в этом трио играет на скрипке, а Мурат Нарбеков – на виолончели. Музыканты – лауреаты республиканских и международных конкурсов, участники мировых музыкальных событий. Например, большой фурор они произвели на фестивале искусств «Festival della Piana del Cavaliere» в Италии, где артистов дважды вызывали на бис. Теплый прием ансамблю оказали и в Москве.

Первое творение «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяцоллы, исполненное музыкантами, представляет собой цикл из четырех композиций в стиле танго, написанных в разные годы. В этом музыкальном цикле Пьяцолла органично соединил различные музыкальные традиции: классику, джазовую музыку, афро-испанские мотивы. Ансамбль сумел передать чувственность музыки Астора Пьяцоллы и эмоциональность, присущую танго, благодаря чему москвичи мысленно перенеслись в карнавальный Буэнос-Айрес.  

А вот поэма «Кёроглы», в которой использовались фольклорно-этнические мотивы, стала своего рода признанием в любви Казахстану. Погруженные в чарующие звуки скрипки и виолончели, слушатели словно почувствовали дуновение степного ветра, услышали звуки кобыза, влюбились в безграничную и щедрую на таланты казахскую землю.

Гости концерта долго не отпускали участников, одаривая их новыми волнами аплодисментов. Таланту не нужны переводчики, он понятен в любом уголке земного шара.

Как сообщили в Посольстве Республики Казахстан в России,   Дни культуры завершены, но культурное сотрудничество  никогда не заканчиваются, история дружеских взаимоотношений наших стран продолжается и крепнет. Впереди, например, 175-летний юбилей  мыслителя и гуманиста Абая. В 2020 году город  Шимкент станет культурной столицей СНГ, готовится большая праздничная программа для друзей.  Дни культуры Казахстана в России придают этому новый творческий импульс.

Ольга Миркулова

Фото В.Шмелев