12/12/14

В Иркутске разгорается очередной скандал – региональные отделения политических партий, общественность, местные органы власти все больше втягиваются в борьбу за статус мэра областного центра.

Напомним, что сейчас мэром Иркутска является избранный прямым голосованием избирателей в марте 2010 года Виктор Кондрашов. Кто-то из иркутян доволен его работой, кто-то нет, но большинство сходится на том, что под его управлением город меняется к лучшему. Срок его полномочий истекает в следующем году и, по слухам, Кондрашов уже начал готовиться к выборам на второй срок. Однако в конце ноября группа депутатов Думы Иркутска из фракции партии «Единая Россия» выступила с сенсационным  предложением  отменить прямые выборы главы города и ввести двуглавую систему управления, которая должна состоять из мэра и  сити-менеджера.

По схеме, предложенной единороссами, мэр, исполняющий представительские функции, избирается из числа депутатов городской Думы. А сити-менеджер нанимается некой комиссией, состав которое еще не определился, но которая будет представлена политиками и чиновниками преимущественно регионального, а не городского уровня. Как отмечает местный сайт «БАБР», схожая схема была реализована в Братске – она оказалась недееспособной и регулярно подвергалась критике. Основной проблемой института сити-менеджера в Братске оказалась возможность манипуляции городскими властями через большинство в городской Думе.

Виктор Кондрашов может стать последним всенародно избранным мэром Иркутска

Основной версией происходящего эксперты называют предполагаемое стремление спикера городской Думы Дмитрия Бердникова к должности мэра. Очевидно, что практически неизвестный до последнего времени широкой публике Бердников имеет мало шансов победить в традиционной гонке за звание мэра. А вот через институт сити-менеджера попасть в мэры – достаточно простая операции. Само собой, при грамотном подходе.

Однако тот же «БАБР» намекает на еще одну версию происходящего, завесу над которой приоткрыл депутат Заксобрания области, член «Единой России», глава парламентского комитета по социальному законодательству, экс-спикер Думы Иркутска Андрей Лабыгин. Как отмечают иркутские журналисты,  Лабыгин, выступая с предложением ввести институт сити-менеджера, назвал и кандидатуру на этот пост – скандально известного директора иркутского “Водоканала”, депутата городской Думы Сергея Винарского.  При этом совершенно очевидно, что Лабыгин был качественно “заряжен” донести до широких масс консолидированное мнение властей по поводу института сити-менеджера. Под формулировкой «консолидированное мнение властей» надо понимать, вероятнее всего, команду губернатора Сергея Ерощенко. «Дело в том, что именно через Сергея Винарского достаточно серьезные структуры регионального уровня намерены с аппетитом освоить очень большие федеральные деньги, который будут выделены на совершенно нелогичную затею по прокладке водоснабжения Иркутска из поселка Листвянка (60 километров горной трассы), а также реконструкцию очистных сооружений. – пишет «БАБР».  – Есть мнение, что как раз с этой целью Винарский был предварительно проведен в депутаты городской Думы, и с этой же целью его проталкивают в сити-менеджеры. Так как речь идет о суммах, существенно превышающих бюджет Иркутска, игра стоит свеч. К сожалению, “коммунальный король” Иркутска Винарский думает в первую очередь о своем кармане, а во вторую – о кармане своих кукловодов. Вследствие этого, для Иркутска под руководством Винарского могут настать весьма мрачные деньки – ведь в коммунальном бизнесе задействована вся семья Винарских, которая плотно обсидела

управляющие и теплосбытовые компании города».

Ольга Чернокоз: федеральной власти необходимо выработать механизм, который дал бы возможность общественности выражать свое мнение по затрагивающим ее интересы вопросам.

Вот как прокомментировала ситуацию  генеральный директор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз, не так давно побывавшая в Иркутске.

– Я,  как политолог, могу оценить ситуацию в регионе как весьма неоднозначную. Назначенный губернатор почему-то посчитал нужным срочно решить за граждан региона – выбирать им мэра областного центра или фактически назначать. Сейчас, когда идет возврат к избранию глав региона на всенародном голосовании, это выглядит несколько странно. Например, в Свердловской области, откуда я родом, инстиут сити-менеджера, то есть двуглавая система, в Екатеринбурге была введена давно, когда была тенденция к выстраиванию вертикали власти. Сейчас я не могу сказать, что ситуация в городе стала лучше, скорее наоборот.  Спасает то, что в городской администрации работает, в том числе, старая команда, которая не позволят неопытному, по сути, губернатору региона деструктивно повлиять на такой крупный город как Екатеринбург. Однако и тут областные власти ищут обходы в виде муниципальных реформ, которые размоют власть в городе. В чьих интересах это делается? Понятно, что не в интересах  населения. Кто людей спросил?  Все делается ради политических амбиций, увы. Татая же ситуация в Иркутске. Федеральной власти стоит обратить на это внимание,  выработать механизм, по которому граждане, общественность могли бы высказать свое мнение на этот счет.

Известно, что предложение об отмене прямых выборов в Иркутске будет рассмотрено на сессии Заксобрания 24 декабря сразу в трех чтениях. Большинство «Единой России» в областном парламенте фактически исключает возможность альтернативного исхода голосования. После этого останется только поправить Устав города в соответствии с региональным законом.

Многие наиболее информированные и граждански активные иркутяне встретили предложение об отмене прямых выборов мэра в штыки. В городе уже образовалось общественное движение, названное «Гражданский комитет». Один из инициаторов создания комитета, региональный координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексей Петров сказал «РР»:

– Как житель Иркутска и как человек,  который собирается прожить в этом городе еще много лет, просто как порядочный гражданин я отношусь к отмене прямых выборов мэра очень плохо. Когда у вас обирают последнее, что у вас есть – выборы главы муниципалитета, как к этому можно относиться? Конечно, негативно. Тем более что все это делается келейно, очень тихо, и иркутяне могут даже не узнать, чтобы выборы мэра отменены. Местные СМИ молчат. Больше всего задевает, что нет никакого открытого обсуждения этого законопроекта. Мы сейчас создали общественное объединение, назвали его «Гражданский комитет», в него вошли 15 человек, люди разных политических настроений. И стараемся высказать свою точку зрения на происходящее. Начали сбор подписей за отмену выборов, за один день собрали 450 подписей иркутян. Митинг нам запретили, сказали, что в Иркутске нет мест, где его можно провести. 

Согласно новому  закону о муниципальном самоуправлении  конкурсная комиссия по назначению сити-менеджера формируется из представителей Заксобрания, областного правительства и городских депутатов при явном перевесе делегатов от областной власти. Таким образом, город Иркутск и его финансы де-факто ставятся под полный хозяйственный контроль губернаторской команды. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Руководитель Иркутского регионального отделения “Партии дела”, которую создал авторитетный промышленник Константин Бабкин, Сергей Бартель полагает, что отмена прямых выборов мэра не коррелируется с Конституцией Российской Федерации. 

«Для начала хочу процитировать положения ст.3 Конституции РФ:”Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.” – говорит он. –  При этом “Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.”

Таким образом, только посредством прямых выборов осуществляется народовластие в нашей стране вообще и в муниципалитетах конкретно. Отмена прямых выборов в органы муниципальной власти, по моему мнению, влечет отмену народовластия посредством местного самоуправления в муниципальном образовании и возможна, согласно Конституции, только в случае чрезвычайной ситуации.

Как лидер регионального отделения Всероссийской политической партии “ПАРТИИ ДЕЛА”, не могу согласиться и поддержать любую инициативу отмены прямых выборов глав муниципальных образований и, в частности, выборов мэра в городе Иркутске. Тем более, что столица  региона всегда служит примером для других муниципальных образований.

Убеждена, что поддержка или смена кандидатуры мэра, исходя из указанных конституционных принципов, не может осуществляться посредством юридических процедур. Только в результате политической борьбы на выборах, муниципалитет может возглавить достойный  кандидат, обладающий наибольшим авторитетом, являющийся представителем прогрессивной части общества и поддержанный большинством  избирателей. Рассуждая, я не имею в виду какую-либо конкретную персону возможного кандидата, обсуждаемого прессой.

30 мая 2014 года Законодательным Собранием Иркутской области был принят Закон Иркутской области “Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области”. В соответствии с этим законом, на всей территории Иркутской области были установлены прямые выборы глав муниципальных образований. Отгремели выборы 14 сентября 2014 г. Очаги напряженности в городах Братске и Ангарске были практически погашены. Остался проблемный для областной власти Иркутск. Выводы напрашиваются сами собой…»

То, что Сергей Ерощенко намерен подмять под себя все местное самоуправление, а тем более мэров крупных городов области, было понятно с первых дней его губернаторства. 

Сергей Ерощенко является последним – на сегодняшний день – в России губернатором-назначенцем. Иркутское заксобрание наделило его полномочиями 29 мая 2012 года — за два дня до вступления в силу закона о выборах губернаторов. Нового губернатора восприняли в регионе с оптимизмом: впервые с 2005 года область возглавил не “варяг”. Господин Ерощенко из бизнеса: он владелец иркутского холдинга “Истлэнд”, в структуре которого Восточно-Сибирское речное пароходство, авиакомпания “Ангара” и другие компании.

Но к 2014 году к “своем” губернаторе многие разочаровалось,  в регионе сейчас к нему относятся более скептически. Многие им недовольны. Как отмечают эксперты, научившись в бизнесе жесткости, беспринципности и неуважению к партнерам, эти правила  Ерощенко перенес и на новое место работы. То, что Ерощенко намерен подмять под себя все местное самоуправление, а тем более мэров крупных городов области, было понятно с первых дней его губернаторства.  Под особый огонь его  критики попали руководители большинства муниципалитетов Иркутской области. Конфликты у Ерощенко произошли с муниципалитетами второго по величине города области – Братска, районного центра Тулун, Ангарского района и других. Почти в то же время начались и «наезды» на мэра Иркутска.

В нынешнем году началась и череда громких коррупционных скандалов, связанных с командой Ерощенко и получивших федеральный резонанс. В их числе арест министра промышленной политики и лесного комплекса области Кирилла Торопова, подозреваемого в финансовых махинациях в бытность работы в сфере дорожного строительства, сообщения СМИ об отъезде в Лондон после допроса по делу Торопова бывшего министра строительства и дорожного хозяйства, зампредседателя правительства Михаила Литвина. В открытую конфронтацию с губернатором вступила и группа депутатов Госдумы, направившая главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину просьбу проверить строительство Ледового дворца в Иркутске, который не могут сдать в эксплуатацию уже много лет. Письмо подписали коммунист Сергей Левченко, справороссы Иван Грачев и Андрей Крутов, единоросс Антон Романов.

Не складываются у губернатора добрые отношения и местными бизнес-элитами.  Многие им недовольны. На летней сессии ЗС депутат и владелец стройкомпании “Новый город” Александр Битаров (бывший советник господина Ерощенко по вопросам строительства) обвинил региональное министерство строительства в ущемлении интересов местных строителей в пользу новосибирской фирмы. В ответ Сергей Ерощенко заявил, что иркутские строители не пускают в регион иногородние компании. На самом деле подоплека конфликта в том, отмечают эксперты, что Битарова уговаривали не баллотироваться в Заксобрание, а дать дорогу другому кандидату, но он не послушался, кроме того, он не раз выступал в ЗС с критикой в адрес регионального правительства.

Противоречия с другим представителем стройиндустрии — директором ФСК “Домстрой” депутатом ЗС Алексеем Красноштановым — вылились в конфликт между областной властью и реготделением “Справедливой России”. Справороссы “приютили” в своем списке кандидатов в депутаты думы Иркутска, выборы которых проходили в сентябре, сторонников господина Красноштанова. В итоге партия не получила ни одного мандата.

 

Митинг в Иркутске с требованием отставки губернатора.

Конфликты со строителями вылились в протестный митинг в начале декабря, на который в Иркутске собралось несколько тысяч человек. К строителям присоединились коммунисты, справедливороссы, представители общественных организаций. Один из наиболее частых лозунгов на митинге был такой – «Ерощенко в отставку!».

Сегодня уже многие жители Иркутска и области задаются вопросом – куда ведет регион команда губернатора Сергея Ерощенко? Тревожит то, что под управлением Ерощенко один из богатейших регионов России, обладающий мощной промышленностью, развитым аграрно-промышленным комплексом все более и более превращается в поле политических и социальных конфликтов.