История «Экспоцентра» – это история становления и развития современной выставочно-конгрессной индустрии в нашей стране.  «Экспоцентр» заложил ее основы, опираясь на мировой опыт. Он стал первым организатором регулярных международных выставок в СССР и ведущим оператором национальных экспозиций за рубежом.

Через участие в международных смотрах «Экспоцентра» на отечественный рынок пришли многие всемирно известные иностранные компании и бренды с качественной продукцией, инвестициями и «ноу-хау». В то же время на авторитет России в мире, наращивание ее экспортного потенциала, вывод российских товаров и услуг на зарубежные рынки «работали» национальные экспозиции, которые по поручению правительства формировались «Экспоцентром» на всемирных выставках EXPO и других ведущих зарубежных смотрах.

С «Экспоцентра» началась эпоха интеграции нашей страны в мировую выставочную индустрию. Он проложил путь для отечественной экспоотрасли в международное выставочное сообщество, став в 1975 году полноправным членом Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), а в 1991 году был одним из создателей Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

И сегодня, по признанию многих российских профессионалов-выставочников, «Экспоцентр» является для них отраслевой академией. В сотрудничестве с «Экспоцентром» выросли и сформировались ведущие отечественные  выставочные компании.

 Сегодня «Экспоцентр» – авторитетный в международном бизнесе оператор на рынке выставочно-конгрессных услуг, имеющий собственный современный выставочный комплекс. «Экспоцентр» состоит в элитном клубе крупнейших выставочных площадок Европы – Ассоциации ведущих европейских выставочных центров (ЕМЕСА),  входит также в целый ряд других авторитетных международных выставочных и конгрессных организаций. 

Лидирующие позиции в отечественной выставочной отрасли «Экспоцентр» сохраняет и как наиболее востребованная центральная демонстрационная площадка страны, и как выставочный оператор, создающий наиболее комфортные условия для экспонентов и посетителей выставок и участников конгрессных мероприятий любого формата.  

Выставочный комплекс «Экспоцентра» общей площадью  165 тыс. кв. м (105 тыс. кв. м  – закрытая и 60 тыс. кв. м – открытая) удобно расположен в центре Москвы. Его специалисты предлагают широкий набор всех необходимых выставочных сервисов, в том числе собственные инновационные технические и организационные «ноу-хау», которых нет у других операторов.  «Экспоцентр» располагает своими сервисными компаниями, осуществляет услуги по строительству стендов, транспортно-логистические, рекламно-полиграфические, кейтеринговые, а также визовую поддержку, бронирование гостиниц и многое другое. Таким образом,  имеется полный арсенал инструментов и возможностей по организации любого гостевого мероприятия, от застройки и установки светового и звукового оборудования до продажи билетов, аккредитации журналистов, обеспечения безопасности мероприятий и т.д.

Следуя глобальному отраслевому тренду, в «Экспоцентре» активно внедряются цифровые решения в операционную деятельность, ведется работа   по расширению цифровых сервисов для экспонентов и посетителей.

Ежегодно на площадке Центрального выставочного комплекса на Красной Пресне проводится более 100 выставок с участием 30 тысяч компаний из России и более 100 зарубежных стран.

Важнейшее преимущество выставок «Экспоцентра» – это всеобъемлющий охват заданной темы. А тематика самих выставок необычайно широка. Прежде всего, это крупные международные промышленные смотры в области топливной энергетики, станкостроения, электротехники, химии, телекоммуникаций, лазерных технологий, легкой, пищевой и пищеперерабатывающей промышленности, а также социально-значимые проекты в сфере здравоохранения, индустрии детских товаров и других важнейших областях.

  Как правило, они проходят в формате выставочно-конгрессных мега-форумов, когда всестороннюю тематическую экспозицию смотров органично дополняет развернутая деловая программа. В рамках деловых программ выставок ежегодно проводится свыше 1000 конгрессов, конференций и круглых столов.  Такой формат позволяет наладить не только прямой диалог между экспонентами и их заказчиками, но и широкое взаимодействие между властью и бизнесом, наукой и производством, инвесторами и разработчиками новейших технологий.

Тематика многих мероприятий связана с реализацией государственных программ отраслевого развития. Этим обусловлено внимание органов власти к проектам «Экспоцентра», большинство из которых проводится при поддержке федеральных министерств и под патронатом Торгово-промышленной палаты России. Все это повышает статус и коммерческую эффективность выставок «Экспоцентра».

Если взять статистику в масштабах всей страны, то  доля «Экспоцентра»  на российском выставочном рынке сейчас составляет порядка 17% по площади нетто и 13% – по числу экспонентов.  

Но дело не только в количественных показателях. По итогам проводимого раз в два года общероссийского рейтинга выставок 2016–2017 гг., 13 выставок «Экспоцентра» были признаны лучшими выставками России в своих отраслях.

23 выставки, или более 80% собственных проектов, отвечая высоким международным требованиям, удостоены Знака Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и столько же – Знака Российского союза выставок и ярмарок По числу знаков UFI «Экспоцентр» занимает третье место среди всех организаций-членов этой ассоциации.

Стоит также отметить, что «Экспоцентр» был создан по инициативе Торгово-промышленной палаты СССР, на основе одного из структурных подразделений. Он и сейчас остается одним из важных звеньев всей системы ТПП РФ, активно содействует развитию конгрессно-выставочной деятельности через тесное взаимодействие с региональными торгово-промышленными палатами во многих субъектах Российской Федерации.

«Экспоцентр» также активно работает на выставочных площадках за рубежом, используя такие каналы для продвижения собственных выставок, как зарубежные представительства ТПП РФ и деловые советы с зарубежными странами.  

Но при этом «Экспоцентр» не ограничивается внутрироссийскими выставками. Другое важное  направление – организация российских экспозиций на международных выставках за рубежом в целях продвижения российских экспортных товаров. Так, в 2017 – 2018 гг. эксперты «Экспоцентра» организовали  экспозиции на  22  выставках  в странах Европы, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока.

С мировым выставочным сообществом «Экспоцентр» объединяют общие задачи и вызовы: продвижение выставок, как эффективного инструмента содействия социально-экономическому развитию, улучшение качества выставочных услуг, цифровизация и экологизация выставочного бизнеса, подготовка выставочных кадров.

Реализуя все это, считают в компании, «Экспоцентр» сможет добиться новых больших успехов в своей деятельности, опираясь на колоссальный опыт шести десятилетий.