Чемпион России по ралли и кольцевым гонкам и основатель команды B-Tuning Андрей Севастьянов поговорил с самым молодым в стране руководителем гоночной трассы — генеральным директором автодрома KazanRing Canyon Аделем Салаватовичем Муллахметовым — и узнал, с какими проблемами сталкиваются такие масштабные объекты, как их развивать и за счет чего выживать, когда нет основных мероприятий.

— Сколько вам сейчас лет и как давно вы занимаете эту должность?

— Мне 34 года. Генеральный директор автодрома — с конца 2015 года.

— С какими основными проблемами вы столкнулись в начале работы?

 — Партнеры, а точнее — их отсутствие.

— Сколько времени потребовалось на то, чтобы сориентироваться в текущем состоянии дел и познакомиться со всеми структурами и персоналом?

— Я спорт знал с детства, но в этот момент он показался мне другой своей стороной. Теперь я как организатор познакомился с новыми вопросами, начал знакомиться с новыми партнерами, промоутерами серий, организаторами событий, event-агентствами. Это уже было в порядке очереди. Начало моей работы попало на зимний период, он для работы самый трудный. Но за 2 месяца я со всем разобрался и начал вникать в структуру календарного плана, так как нельзя заходить в сезон, не понимая какие события и когда будут проходить, к чему и как долго готовиться, чему уделить максимум внимания. Сейчас мы уже будем открывать пятый сезон, и в рабочем порядке формируем события и подписываем договоры принципиально до 31 декабря.

— Когда были первые управленческие решения?

— У меня свой, специфический стиль управления. Я никого до сих пор, за 4 года работы, не увольнял. Сотрудники сами меняют работу, если понимают, что здесь они больше не могут быть полезными, им по каким-то своим причинам нужно уйти, ну или просто не выдерживают нашего ритма работы. А он очень интенсивный. Задачи я ставлю сразу, так как времени всегда мало.

— Чем еще живет автодром, кроме авто- и мотогонок, какие основные интересные события проходят в течение года? Чем занимаетесь в межсезонье? Осень, зима, весна…

— Календарный план мы выстраиваем заранее, гонки и основные события — это неотъемлемая часть нашей работы. Но для того, чтобы развиваться и заработанные средства вкладывать в дальнейшее развитие, нужно потратить много времени и еще больше сил. Поэтому мы стараемся привлекать организации, которым спортивный формат может быть интересен. Это и коммерческие тест-драйвы, и фуршеты, и любительские соревнования, которые мы можем организовывать и качественно проводить на базе нашей любительской серии и с привлечением имеющейся у нас техники и возможностей. Наш автодром несколько лет использовался для мирового соревнования RED BULL AIR RACE, мы второй год подряд проводим соревнования по триатлону, дуатлону, чемпионат России по снегоходному кроссу, даже киберчемпионат (виртуальные гонки на симуляторах), который с этого года проходит на четырех автодромах страны. Также у нас прошел первый этап чемпионата России на радиоуправляемых автомобилях. Стараемся наполнить нашу работу актуальными событиями, тем ,что будет интересно в ближайшие годы. Застревать на авто- и мотогонках нельзя. На одних спортсменах просто не заработаешь. Не будет средств для нормальной работы и развития. Именно поэтому внимательно выбираем и развиваем новые тренды.

— Какое количество людей соприкасается/знакомится с автоспортом в течение года благодаря наличию вашего автодрома?

— Я считаю, что за год с нами знакомятся порядка 50 000 человек, не имеющих прямой связи с гонками. Тех, кто об автодроме и его возможностях узнают через другие события, о которых мы только что говорили. Не из социальных сетей и не по видео, а непосредственно приехав и самостоятельно побывав на трассе. Кроме того, мы активно развиваем себя в интернет-пространстве. Сейчас у нас активно растет количество посещений профиля в Instagram. Минимально за неделю нас просматривает 100 000 человек, при этом было пиковое значение в 500 000 просмотров за 1 неделю.

— В каких источниках искать информацию о графике событий, времени работы автодрома, возможностях получить новые знания на профессиональной и очень интересной трассе? Где публикуете даты тренировок? Каким инструментом пользуетесь для работы с имеющимися и поиском новых участников/заказчиков?

— Естественно, мы максимально задействуем социальные сети, развиваем свой сайт. Это наше лицо, наша обложка, тем более, что календарный план мы формируем заранее и даты как правило не меняются.

— Можно ли у вас арендовать автомобиль для занятий? Есть ли у вас собственные тренеры для работы с новичками?

— Да, конечно, есть инструкторы, которые помогают осваивать новые знания по управлению автомобилем, работает школа высшего водительского мастерства, программа по контраварийной подготовке. Я также помогаю новым участникам как спортсмен, подсказывая все секреты управления. Кроме того, у автодрома есть свои автомобили, на которых можно не только учиться/тренироваться, но и принять участие в соревнованиях. Есть автомобили для Юниоров (4 штуки), а также 8 специально подготовленных автомобиля для участия в длинных гонках со сменой пилота. Это собственность автодрома, мы можем использовать их в своей работе круглогодично.

— Улучшается ли ситуация со спортсменами? Какие позитивные моменты вы бы отметили за время работы руководителем одного из лучших автодромов страны?

— Для начала я хочу отметить рост профессионализма спортсменов. Ситуация с новыми пилотами сложная. Доступность автоспорта — это самое узкое место, большого притока быть не может. Но при этом качество и профессионализм имеющихся пилотов постоянно растут.

— Если проанализировать доход от профессионального авто- и мотоспорта, ради которых, собственно, и был построен автодром, какую часть занимает спорт в общей массе? По отношению к организации тренировок, тест-драйвов и других сопутствующих мероприятий, о которых вы говорили? Автоспорт стоит дорого, соревнования не могут быть очень массовыми из-за своих параметров цены и доступности. Содержать и развивать автодром очень сложно. В итоге, какую часть прибыли дает спорт и сколько удается зарабатывать автодрому благодаря вашей активности и работе с сторонними, на первый взгляд не самыми профильными, заказчиками? У многих имеется ошибочное мнение, что автоспорт приносит баснословные доходы. Я убеждаю в том, что это невозможно. Что вы думаете на этот счет? Что говорят факты по результатам работы?

— Я не могу сказать, что автоспорт — это одни убытки. Авто- и мотогонки могут приносить прибыль автодрому. Да, если сравнивать с другими событиями, тест-драйвами, банкетными мероприятиями, то спорт приносит примерно 1/5 часть выручки, и это тоже очень хорошо. Это средства от целевого использования спортивного объекта. Остальное зарабатываем сами, дополнительно, привлекая новые и поддерживая имеющиеся события.

— Сколько всего сотрудников работает на автодроме? Какие интересные моменты вы узнали и изучили в ходе работы?

— Круглогодично на автодроме работает 20 сотрудников, а остальной персонал мы привлекаем для проведения мероприятий. Мы с ними на короткой связи, они много лет выполняют свою работу на регулярной основе. Так же, как и сотрудники школы высшего водительского мастерства, это качественные специалисты, которые работают на трассе в тот момент, когда они нам нужны.

— Вам нравится то, что вы делаете? Получаете удовольствие от проделанной работы?

— Я здесь очень самокритичен. Всегда стараюсь сделать выводы  и учесть все недостатки, чтобы больше с ними не сталкиваться и не повторяться. После каждого события мы улучшаем качество работы и стремимся стать еще лучше. Я мало когда получаю удовольствие: все время вижу недостатки. Каждый раз вижу что-то в кадре, вижу возможности для прогресса. Но я, естественно, очень люблю свою работу, просто каждый раз мы поднимаем свою «планку» выше и хотим организовать идеальное событие.

— Что хотелось бы сделать, но пока это остается мечтой? Что хочется изменить или добавить автодрому для того, чтобы он стал еще лучше?

— Здесь не совсем уместно говорить о мечте. У нас есть задачи сделать автодром лучше, привлечь больше людей, сделать его еще более популярным. Это ежедневные цели. В ближайшее время нам необходимо сделать трассу для картинга и создать все условия для его развития. Хотим, чтобы у юношей был плавный переход в большой спорт. Ближайшая задача — чтобы работал прокатный картинг и проводились профессиональные соревнования. Кроме этого, у нас есть проект гостиничного комплекса, есть проект ресторана, нужно создать террасы, трибуны для большего количества зрителей. Но тут, конечно, важно, чтобы это было интересно высшему руководству.

— Какие пожелания организаторам гоночных серий и команд?

— Так как вся информация уходит в интернет-пространство, я бы порекомендовал побольше рассказывать о жизни пилотов, команды простыми и понятными словами. Люди с интересом следят и вникают в такие материалы. Нужно показать не результаты, а именно жизнь «внутри». Результат важен, безусловно, но нужно уделить внимание всему тому, что происходит до гонок, в момент события и после соревнований. Для большинства автоспорт считается недоступным, в связи с этим за ним меньше следят. А могло бы быть  больше поклонников и болельщиков. Нужно показать, как именно занимаются этим видом спорта, и таким образом в том числе популярность команды и ее результатов будут расти.

— Если бы вы захотели обратиться к государственным чиновникам, какой вопрос вы бы им задали? С какой просьбой обратились? В чем нужна реальная помощь для развития автомобильного спорта?

— У меня болезненный вопрос — это инфраструктура (если говорить о нашем автодроме). Есть готовый проект, но очень остро стоит вопрос инвестиций. Кто вложит средства для дальнейшего развития? Мы все прекрасно понимаем, что автоспорт в России начинает шагать и развиваться. Три года назад никто не верил, что на старте будет более 20 автомобилей в самом старшем классе (Туринг). Естественно, через несколько лет мы придем к классу Гран Туризмо, так как желание участвовать в гонках на самых быстрых автомобилях есть и будет всегда. Также развивается направление гонок на выносливость (Эндуранс). Есть люди, которые этого хотят, есть команды, которые с этим прекрасно справятся, есть спонсоры, которые заинтересованы быть с лучшими. Для того чтобы формировать свое завтра, нам нужно видеть, что уже происходит в Европе.

— Все знают, что президент республики — большой поклонник автомобильного спорта и ранее очень часто принимал участие в гонках и боролся на равных с профессиональными пилотами. У него было много призовых мест, и он всегда был на «высокой скорости». Как обстоят дела сейчас? Как часто ты видишь Рустама Нургалиевича Минниханова за рулем гоночного автомобиля? Удается президенту продолжать свое увлечение?

— Для него это сейчас отдушина, одно из любимых увлечений. Зная его режим и нагрузки, зная его отношение к работе и большую любовь к автомобильному спорту, надо отдать должное, что он находит время для того, чтобы регулярно заниматься, поддерживать свою спортивную форму. Он и сейчас очень быстрый пилот и прекрасно управляет не только автомобилем, но и мотоциклом, хоть об этом не так известно многим, кто видел его на гонках. Он не рассказывает об этом, он сдержанный в этом плане, но спортивную форму поддерживает. Любимое увлечение не бросает.

— Спасибо за интервью, желаем успехов и процветания самой интересной и сложной трассе в России (по моему мнению).

— А я желаю, чтобы количество молодых спортсменов и будущих чемпионов росло благодаря вашей работе.