11.03.2015

Члены Общественного совета при Министерстве экономического развития Хабаровского края обменялись мнениями о восприятии  социально-экономических проблем в условиях приближающегося кризиса.

Как отметил председатель Совета заместитель директора института экономических исследований ДВО РАН Олег Рензин, прогнозы экспертов, которые обсуждались в ходе заседания в ноябре 2014 года, полностью оправдались. Хабаровский край оказался в положении, при котором необходимо приступить к выработке решений, позволяющих стабилизировать социально-экономическую ситуацию. Как оказалось, необходимые меры уже подготовлены правительством, а членам Совета остается их только проанализировать.

Заместитель министра экономического развития Хабаровского края Александр Купряков обозначил некоторые особенности принятых решений по 16 направлениям политики, которые должны сдержать негативные тенденции в отраслях. В целом, по его словам, основные показатели развития остались по итогам 2014 года положительными на уровне одного процента, хотя в научной среде это считается в пределах арифметической погрешности. Тем не менее, предпринят ряд мер, позволяющих более точно спрогнозировать ситуацию в регионе. Так, несмотря на рекордные показатели объемов ввода жилья, в целом развитие сферы строительства тормозилось по причине отвлечения производственных мощностей на возведение жилых домов для пострадавших от наводнения. В результате более низкими темпами развивалось дорожное строительство, которое в показателях ВРП играет более существенную роль. Значительные инвестиции в возведение дорог и мостов остались не освоенными. С рекордным показателем ввода в эксплуатацию самолетов «Суперджет» завершил год Комсомольский на Амуре авиазавод – 36 единиц. Как оказалось, фюзеляж строился в Хабаровском крае, а покраска и доводка самолета производилась в другом регионе, где и отражались итоговые показатели. Министерству удалось исправить эту несправедливую ситуацию. Выявлен ряд проблем в системных предприятиях, таких как завод «Амуркабель», «СП-Аркаим», «Амурметалл», который уже выставлен на продажу. Компаниям, реализующим программы импортозамещения, оказывается господдержка. Основные усилия правительства направлены на создание территорий опережающего развития, помощь сельхозпроизводителям и предпринимателям в виде предоставления льгот и преференций.

Тем не менее, необходимо учесть, что оборот малых и средних предприятий достиг 450 миллиардов рублей в год, а их поддержка из бюджета сохраняется на уровне одного миллиарда рублей, что несопоставимо по объемам с точки зрения экономического роста. В целом оборот всех предприятий за год составил 917 миллиардов рублей, а возможности бюджета ограничены доходной частью в 100 миллиардов рублей, что является сдерживающим фактором, потому более существенная роль правительства заключается в установлении правил игры за счет законодательного и административного ресурса.

«Что касается административного ресурса, то не всегда его использование приводит к позитивным изменениям. Предприниматели заявляют, что к ним приходят контролеры и спрашивают. Вас по каким законам оштрафовать? По российским или законам Таможенного союза? Так система контроля качества пищевой продукции более жесткая в российском законодательстве, а вот штрафные санкции более высокие в Таможенном союзе. Требования Таможенного законодательства возросли на сумму до 100 тысяч рублей для каждого предпринимателя, хотя такие же нормы уже учтены в российских законах при получении сертификатов качества. С февраля 2015 года вступила в силу международная система менеджмента качества «ХАССП», – подчеркнул член Совета Игорь Востриков. Он отметил, что система построена на анализе и оценке рисков, выявлении контрольных точек, установлении критических пределов, введении мониторинга и корректирующих действий, документировании процедур, но среди предпринимателей отсутствует понимание, что требуется по законодательству Таможенного союза, так как часть норм даже не переведена на русский язык.

«Мы обсуждаем направления по стабилизации ситуации в экономике, которые утверждены краевым правительством 20 февраля 2015 года. Закроем рукой эту дату и сравним указанные в постановлении меры с теми, что рассматривались в 1998 году. Оказывается, что они идентичны. Разве мы прежде не отслеживали ситуацию на продовольственном рынке или рынке лекарственных препаратов? Не поддерживали предпринимательство? Нам предложены универсальные антикризисные меры, которые копируют меры федерального правительства. Вместо того чтобы в кризис сконцентрироваться на точках роста, пытаемся имеющиеся ресурсы размазать по направлениям. Не лучше ли сосредоточится на точках роста, таких как жилищное строительство, авиастроение, агропромышленный комплекс? Общественный совет собирается не для того, чтобы послушать друг друга, а в сложной ситуации предложить нестандартные меры реагирования на кризис при ограниченных ресурсах. В такое время важно сосредоточить силы в одном кулаке, а мы министерство экономического развития раздробили на три части. Создали новые структуры, перераспределили между ними полномочия и ослабили информационное взаимодействие, снизили общую управляемость. Между тем, время требует точных расчетов и принятия быстрых решений, отсюда направления, разработанные под ситуацию 15-летней давности? Теперь мы должны работать в другом формате, так как решение о разделение министерства принималось без участия общественности. И если так дальше будет продолжаться, то Общественный совет лучше распустить. Вопросы стабилизации в отраслях экономики обсудим на очередном заседании Совета уже с представителями трех министерств, научных и бизнес сообществ», – заметил Олег Рензин.

 

Андрей СМИРНОВ