Дмитрий Савельев: перспектива – за государственной поддержкой крестьянско-фермерских кооперативов

 

– Адыгейский сыр, тульский пряник и краснодарский чай давно стали визитными карточками своих регионов. Множество других региональных брендов известно менее, потому что создать и позиционировать на рынке новую марку продукта непросто. Российские фермеры умеют выращивать и производить качественные продукты: в 2017 году наиболее высокие темпы роста производства – на 11,1% – были отмечены именно в крестьянско-фермерских хозяйствах. А вот узкое место – как раз в сфере реализации готовой продукции: фермерам очень сложно получить доступ в торговлю – отчасти по причине небольших объёмов производства, но в большей степени – из-за засилья торговых сетей, диктующих свои правила.

ЛДПР давно предлагает свои программы продвижения фермерской продукции на рыночные площадки и в торговые сети. В частности, одним из вариантов может стать формат сельских рынков, торговать на которых будут только региональные производители, а не перекупщики. Ещё одно предложение – это обязать сетевиков выделять для продукции фермерских хозяйств место на полках супермаркетов, не требуя непомерных сборов с производителей.

Однако самой перспективной представляется мне государственная поддержка крестьянско-фермерских кооперативов. Именно эта форма хозяйствования может помочь мелким производителям выстоять в конкурентной борьбе с огромными агрохолдингами, которым и государство помогает в большей степени, и объёмы продукции у которых велики. Сегодня фермер, торгуя, по сути, сырьём, отдаёт свою продукцию посреднику за копейки. Если же объединить усилия нескольких хозяйств, можно закупить оборудование для переработки молока и мяса, линии по сортировке и фасовки овощей и фруктов, построить собственные хранилища. А далее уже можно и с торговыми сетями разговаривать не с позиции просителя, и свои небольшие торговые точки открывать.

По данным Минсельхоза, сбыт продукции через сельхозкооперацию прирастает ежегодно на 10%. В стране действуют более 4 тыс. кооперативов, но этого пока недостаточно, ведь только 12% фермеров являются членами таких кооперативов, а, значит, ресурсы и возможности развития в этом направлении ещё велики. И тут поддержка государства должна не только ограничиваться раздачей грантов, но и внесением изменений в законодательную базу. В частности, можно вынести кооперативы в отдельную категорию, сохранив и все льготы некоммерческих организаций, и закрепив принцип распределения прибыли между членами сельхозкооператива. В совокупности это обеспечит развитие кооперативного движения, а робкие ростки новых региональных брендов смогут окрепнуть и выйти на общероссийский рынок.