Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровая трансформация. Фокус на малый и средний бизнес

Цифровая экономика – это не дань моде, это жизненно необходимое условие выживания в конкурентной среде, как на международной арене, так и на внутренних рынках.

Как и все масштабные изменения, цифровая трансформация начинается с разработки концепции, планирования системообразующих основ будущего механизма и приоритетных направлений изменений переходного периода.

В настоящее время профильные министерства и ведомства ведут активную работу по направлениям Национального проекта, формируют и исполняют ведомственные программы цифровизации.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации активно участвует во всех процессах цифровой трансформации на всех уровнях: федеральном,  региональном и муниципальном. В силу широкого присутствия системы ТПП в центре и регионах, мы можем наблюдать картину цифровизации в комплексе, на широком срезе.

На федеральном уровне, где принимаются основополагающие и концептуальные решения, в процесс в качестве экспертов вовлечены представители крупного бизнеса соответствующего веса и масштаба – компании с государственным участием и частный бизнес федерального уровня. Обладая ресурсными возможностями и мощным фундаментом собственных компетенций, они легко ориентируются в новых условиях и влияют на тренды развития.

Однако представители малого и среднего бизнеса, являясь основой развитой экономики, практически никак не представлены в рабочих группах, совещательных органах и на экспертных площадках по реализации Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Их интересы, проблемы, ограниченность возможностей и ресурсов по встраиванию в экономику нового типа находит недостаточное отражение в масштабных процессах цифровой трансформации. 

В последнее время на региональном уровне массово проходят форумы, конференции  и иные мероприятия, посвященные цифровизации в целом и цифровой трансформации бизнеса в частности. Торгово-промышленная палата принимает активное участие в данных мероприятиях, проводит подобные встречи на собственной площадке, а так же, совместно с партнерами организует и проводит отраслевые форумы по цифровизации.

Стоит отметить, что такая активность вызвана отнюдь не модой на «цифру», а недостатком информации и понимания происходящего на местах. Локальный бизнес пытается осмыслить новые реалии, своё место в новой парадигме существования, возможности развития, модели взаимодействия бизнеса и власти. Кроме того, недавние внутренние исследования Палаты показали, что уровень осведомленности бизнес сообщества о целях и ходе проекта цифровизации, а также о мерах государственной поддержки бизнеса не так высок, как хотелось бы. Многие отмечают сложности участия в программах поддержки предпринимательства, реализуемых через институты развития.

Палата, понимая важность мер поддержки как инструмента создания возможностей, уделяет большое внимание и акцентирует усилия на мерах стимулирования как инструменте побуждения предпринимателя к активной деятельности и рискам, в данном случае, при инновациях.

В рамках участия в законотворческой деятельности, процессах нормативного регулирования и иных сферах своей деятельности, ТПП РФ часто выступает с инициативами именно стимулирующего характера, такими как введение налоговых льгот, преференций и прочих аналогичных мер для отечественных производителей высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных продуктов, экспортеров и потребителей продукции российского производства.

Очевидно, что рискнуть и воспользоваться преимуществами смогут те предприниматели, которые адекватно оценивают складывающийся ландшафт в экономике, обладают знаниями о новых моделях построения и ведения бизнеса, понимают перспективы развития и открывающиеся возможности.

Так как в основе здоровой экономики лежит здоровая конкуренция и активность бизнеса, вопросы просвещения и обучения предпринимателей, подготовки кадров для новой экономики выходят на первый план. В предпринимательском сообществе отчетливо читается запрос на повышение общего уровня цифровой грамотности и подготовку кадров соответствующих компетенций.

Торгово-промышленная палата, являясь крупнейшим объединением предпринимателей России будет и далее наращивать своё присутствие в сфере образования и просвещения как совместно со своими партнерами, в том числе – ведущими ВУЗами страны, так и через доступные механизмы влияния и формирования стратегии в этом направлении.