За девять месяцев 2018 года погрузка на СвЖД составила 104,5 млн т, что на 0,3% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Таковы данные Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Грузоперевозчики в лице крупных предприятий и промышленных ассоциаций, таких как «Карьеры Евразии» и «Ассоциации строительной индустрии», видят несколько причин сложившейся ситуации. В их числе – дефицит подвижного состава и порожние прогоны вагонов. По оценкам участников рынка грузоперевозок, в прошлые годы дефицит не ощущался настолько сильно, как сейчас: в 2019 году нехватка по прогнозам составит 57 тыс. вагонов, общая цифра вместе с текущим дефицитом может превысить 70 тыс. вагонов.

Эта тенденция связана также с перераспределением структуры грузопотока в пользу автотранспорта. Из-за недостаточно развитой инфраструктуры СвЖД, нехватки кадров на погрузочных полигонах, а также ввиду удорожания железнодорожных перевозок, ряд традиционно железнодорожных грузов в настоящее время перевозятся автотранспортом.

Значительно ухудшает ситуацию практика предоставления железнодорожных вагонов посредникам, фактически неспособным реализовать грузоперевозку. Это влечет срывы поставок сырья промышленных предприятий деревообрабатывающего, металлургического и машиностроительного комплексов. По мнению экспертов, гораздо более целесообразно предоставлять вагоны грузоотправителям напрямую, минуя посредническое звено.

Эффективное решение проблемы председатель комитета СОСПП по транспорту и логистике Сергей Мазуркевич.

«Важно понимать, что предоставление вагонов напрямую грузоотправителю – это, в первую очередь, обеспечение бесперебойных поставок сырья и готовой продукции. Предприятиям легче прогнозировать свои объемы перевозок самостоятельно, минуя «посредническое» звено. Прямое взаимодействие в конечном итоге скажется на цене готовой продукции в сторону ее уменьшения, сделает рынок более прозрачным, обеспечит безопасность грузоперевозок», – отметил Сергей Мазуркевич.