Опасные принципы работы «МПБО-2»: банкротство партеров по бизнесу и получение тендера в обход закона

В конце января этого года Смольный окончательно определился с выбором единого регионального оператора, который будет отвечать за рекультивацию  городских отходов на протяжении долгих десяти лет. Но вот странность: несмотря на то, что этот тендер стал одним из крупнейших за последнее время – его цена составила 80 млрд. рублей – о нем практически никто не знал, ни СМИ, ни даже представители профессиональной среды.

Как выяснилось, Комитет по благоустройству объявил конкурс всего за три дня до Нового года, 27 декабря 2017-го, когда большинство компаний уже ушли на новогодние каникулы. Единственным везунчиком, который был «в курсе», оказался подведомственный комитету ГУП «МПБО-2».

Он же и выиграл конкурс на том лишь основании, что первым подал заявку. Более того, торги по одному из двух лотов, в каждом из которых и фигурировала  сумма по 40 млрд. рублей, на сайте закупок значатся как несостоявшиеся. Несмотря на это контракт все-таки был заключен с «МПБО-2».

Очевидно, что чиновники Комитета просто-напросто забыли, что вообще означает слово «тендер». Что ж, мы им напомним:

  • Тендер – это конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности

О какой состязательности может идти речь, когда «МПБО-2» должен был стать единственным участником? Карты спутала только компания «Новый свет – ЭКО», прознавшая о проведении конкурса в новогодние каникулы. О какой эффективности может идти речь, если «Новый свет» оценил свои услуги регионального оператора в 16,5 млрд. рублей и всё равно проиграл «МПБО-2», назвавшему сумму в несколько раз больше, — 80 млрд.? Наконец, о какой справедливости может идти речь, если оказалось, что Комитет банально назначил победителем подведомственную организацию?

Разумеется, проигравшие компании такая постановка вопроса не устроила, и теперь они намерены оспаривать результаты тендера в арбитражном суде. И дело тут вовсе не в уязвлённом самолюбии.

Дело в том, что при нормальных условиях «МПБО-2» никак не мог стать победителем в этом тендере. И не только потому, что его цена оказалась самой высокой. Вопросы вызывают и его производственные мощности, которые, по оценкам экологов, стремятся к нулю. Завод практически стоит, а вся деятельность его руководителей, Александра Зотова и Александра Куренкова, похоже, сводится к осваиванию городского бюджета, в процессе которого зачастую страдают добропорядочные компании.

Так, одной из «жертв» Зотова и Куренкова стала карельская фирма ООО «Грузомобиль Карелия». По имеющимся данным, она с 2015 по 2017 год занималась поставками специальных транспортных средств для нужд завода, а также ремонтом и обслуживанием спецтехники. Надо заметить, объемы поставок там были нешуточные: более четверти оборота компании приходилось именно на «МПБО-2». Вот только расплачиваться по счетам предприятие Зотова и Куренкова явно не торопилось.

В мае 2016 года мусороперерабатывающий завод банально «кинул» своих поставщиков на солидную сумму — 6 млн. рублей. Те, разумеется, обратились в суд и с лёгкостью его выиграли, вот только ситуацию это не изменило. Зотов и Куренков исполнять решение суда не стали, вместо этого принялись всеми способами затягивать разбирательства. Кому хоть раз в жизни доводилось сталкиваться с такого рода прениями, тот знает, насколько изматывающими могут быть бесконечные суды, и насколько велика вероятность, что издержки в конечном итоге перевесят выплаты.

Именно такая печальная участь постигла ООО «Грузомобиль Карелия». Погрязшая в судебных дрязгах компания оказалась в крайне тяжелом финансовом положении и в итоге в 2018 году была ликвидирована. И всё это стараниями директоров «МПБО-2».

В теории, наличие такого «черного пятна» на репутации завода должно было бы насторожить Комитет по благоустройству. Подобные эпизоды наталкивают на сомнение, а способны ли вообще господа Зотов и Куренков вести дела честным образом, или привычка «кидать» своих контрагентов на деньги слишком сильно въелась? А ведь на кону в этот раз стоит не 6 млн. рублей, а 80 миллиардов рублей.

Где гарантии, что руководство «МПБО-2» не прибегнет к старым методам, не присвоит себе здоровый ломоть бюджетных денег, и не оставит город на Неве утопать в отходах? Но, по всей видимости, Комитет по благоустройству готов прощать своим «протеже» и не такие огрехи.